Перевезенцева Наталья Петровна, воспитатель

Проект по развитию речи на тему: «Сказка в гости к нам спешит» Старшая группа.

Проект по развитию речи на тему:

«Сказка в гости к нам спешит»

Старшая группа.

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

воспитатель МБДО детского сада №7

Перевезенцева Н.П.

группа №1

Кубинка, 2019 г.

 

 

 

Тема:  Повысить интерес к книге и желание читать.

Название проекта: « Сказка в гости к нам спешит»

Тип проекта: Обучающий, творческий,  игровой.

Участники проекта:Дети старшей группы. Воспитатели. Родители.

Продолжительность проекта: Долгосрочный – учебный год.

Проблема:  К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.

Актуальность проблемы:  Дошкольное детство -  очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир.

Цель:  обобщить знания детей о прочитанных художественных произведениях, прививать любовь к литературным произведениям и их героям.

Задачи:

Для детей:

• Вызвать у детей интерес к книгам, их рассматриванию (вместе со взрослыми и самостоятельно).

• Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.

• Закрепить и расширить знания детей о сказках;

•  Развивать творческие навыки, коммуникативные умения;

• Формирование грамматического строя речи.

• Расширение словарного запаса, активизация словаря.

• Развитие связной монологической и диалогической речи.

Для педагогов:

• Составить план проекта и осуществлять его реализацию в разных видах детской деятельности.

• Оказывать детям помощь в выявлении проблемы, в поиске ее решения.

• Продолжать формировать книжный уголок.

• Создавать условия для деятельности детей, способствующей освоению ребёнком миром сказок и  приключений.

 Для родителей:

• Привлечь внимание родителей к данной проблеме и участию в проекте.

• Принять участие в изготовлении шапочек для театрализованных игр.

• Способствовать поддержанию традиции семейного чтения.

Гипотеза проекта:  При условии выполнения плана работы по проекту, то в большей степени возможно развитие познавательной активности у детей, речевой деятельности, расширение словарного запаса, повышение их коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности.

Предполагаемый результат: 

· Повысится интерес детей к литературным произведениям.

· Развитие творческой активности детей, освоение детьми различных видов творчества.

· Обогащение словаря детей, совершенствование диалогической и монологической  речи, использование в речи разнообразных языковых средств.

· Улучшение звуковой культуры речи.

· Формирование коммуникативных способностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности.

· Пополнение библиотеки книгами.

· Составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях).

Методы проекта: Наглядные, словесные, практические, игровые.

1 этап – Подготовительный:

• Выдвижение гипотезы;

• Определение цели и задач проекта;

• Изучение необходимой литературы;

• Подбор методической литературы;

• Разработка тематического плана для реализации проекта;

 2 этап – Деятельностный:

Реализация плана проекта с детьми и родителями.

3 этап – Завершающий:

• Презентация проекта.

Со сказками все дружат,
И сказки дружат с каждым
Они необходимы,
Как солнышка привет
Кто любит слушать сказки
Тому они расскажут,
О том, что может было,
А может быть и нет.

Детская сказка - это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые  и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое "плохо". Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества.

 Народные сказки учат. Они всегда имеют положительный конец. Добро в них всегда победит, а зло будет наказано. Ребёнок может представить себя положительным героем, ведь в сказках герой всегда будет вознаграждён, а злодей наказан. Добро в сказках представлено не сводом скучных правил и наставлений, а в образах сильных богатырей, смелых принцев, добрых и справедливых волшебников. Сказки способствуют развитию эмоций и нравственному развитию ребёнка.

 Мероприятия:

 

Сентябрь

Дидактические игры: «Расскажи сказку-1», «Закончи предложение», «Подбери рифму», «Кто знает, пусть продолжает».

Чтение худ. литературы:  Сказка «Три медведя», сказка «Рукавичка», сказка «Лисичка со скалочкой», сказка «Хвосты», сказка «Мышка-Вострохвостик», рассказ Н.Носова «На горке», «Живая шляпа», «Мишкина каша», рассказы  и сказки В.Осевой., «Случай с Евсейкой» - М. Горький,

Театрализованные игры: Игра – инсценировка по русской народной сказке

«Три медведя».

Сюжетно-ролевые игры:  «Детский сад», «Исследователи».

Октябрь

Дидактические игры: «Расскажи сказку-2», «Так бывает или нет» «Чудесный мешочек», «Сказочное домино».

 Чтение худ. литературы: Сказка «Петух да собака», сказка «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», рассказы Н. Носова, рассказы В. Бианки,  рассказы и сказки Л. Толстого, сказки и стихи К.Чуковского, «Серая шейка» Д. Мамин-Сибиряк, «Царевна – лягушка» (обр. Булатова).

Театрализованные игры: Игра – инсценировка по русской народной сказке «Петух да собака».

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Почта».

 Ноябрь

Дидактические игры: «Поиграем в сказку», «Наоборот», «Фантазеры», «Чей хвостик».

Чтение худ. литературы: Сказка «Волк и семеро козлят», сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», сказка «Хаврошечка»,  С. Михалков «Праздник непослушания», сказки  Братьев Грим, «Хлебный колос» - А. Ремизов, «Финист – ясный сокол» - р. н. сказка, «Доверчивый ежик» - С. Козлов.

Театрализованные игры: Игра – драматизация «Волк и семеро козлят»

Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Театр».

Декабрь

Дидактические игры:  «Из какой сказки?», «Слова, ребусы, загадки», «Узнай сказку (по отрывку)», «Обложки любимых книг», «Викторина».

Чтение худ. литературы: Сказка «Лисичка сестричка и волк», Н. Носов «Незнайка и его друзья», сказки Г.Х. Андерсена,  «Двенадцать месяцев» ( пер. С. Маршака), «Серебрянное копытце» - П. Бажов, «Цветик – семицветик» - В. Катаев.

Театрализованные игры: Игра – драматизация сказки «Лисичка-сестричка и волк».

Сюжетно-ролевые игры: «Супермаркет», «Зоопарк».

Январь

Дидактические игры: «Узнай сказку по иллюстрации», «Логические домики», «Зайка и мишка», «Подбери нужное по смыслу слово». 

Чтение худ. литературы: Сказка «Заюшкина избушка», «Волшебник изумрудного города» (главы) – А. Волков, «Собачкины огорчения» - Б. Захадер,  Г, Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок».

Театрализованные игры: Игра – драматизация сказки «Заюшкина избушка».

Сюжетно-ролевые игры: «Интервью», «Химчистка».

Февраль

Дидактические игры: «Отгадай-ка», «Цепочка слов», «Поем вместе», «Исправь ошибки».

Чтение худ. литературы:  Сказка «Теремок», Б. Заходер. «Серая звездочка»,

А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче л о прекрасной царевне Лебеди», Н. Телешов. «Крупеничка», Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков», Л. Пантелеев. «Буква „ы"».

Театрализованные игры: Игра – драматизация сказки «Теремок».

Сюжетно-ролевые игры: «Российская Армия», «Азбука дорожного движения».

Март

Дидактические игры:  «Знаешь ли ты?», «Что мы слышим?»,  «Кто больше заметит небылиц?», «Сценарий».

Чтение худ. литературы: сказка «Крылатый, мохнатый да масленый», А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел»,

Театрализованные игры: Игра – драматизация сказки «Волк и семеро козлят на новый лад».

Сюжетно-ролевые игры: «Цирк», «Служба спасения».

Апрель

Дидактические игры:  «Узнай героя сказки по описанию», «Неоконченный рассказ», «Составь рассказ».

Чтение худ. литературы: Сказка «Три поросенка», сказка «Айога», сказка Джони Родари «Большая морковка»,  сказка «Три дочери», сказка А.Милна «Вини- Пух и все-все-все».

Театрализованные игры: Игра – драматизация сказки «Три поросенка».

Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Исследователи космоса».

Май

Дидактические игры: «Назови героев сказки», «Кто,  где живет?», «Назови сказку по главному герою».

Чтение худ. литературы: «Сказка про глупого мышонка», рассказ Е. Пермяка «Самое страшное», «Тайна третьей планеты» - К. Булычев, Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы), Р. Киплинг. «Слоненок».

Театрализованные игры: Игра – драматизация сказки «Сказка про глупого мышонка»

Сюжетно-ролевые игры: «Кафе», «Скорая помощь, поликлиника, больница».

                                                      Выводы:

Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; слушали сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривали иллюстрации в книгах. Повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.

В самостоятельной игровой деятельности дети разыгрывали знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывали новые, свои сказки, либо меняли окончание известных сказок. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь. У детей повысился уровень знаний русских народных сказок, расширился кругозор, речь детей стала более насыщенной и выразительной.

Родители приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении. Повысился уровень общей осведомленности по вопросам домашнего чтения. Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат.

• Реализация данного проекта позволила привить детям любовь к чтению художественной литературы, расширить словарный запас,  улучшить звуковую культуру речи, речь стала более грамотной и связанной.

• Дети проявили заинтересованность данной темой.

• В результате проведенной работы с родителями повысился

процент заинтересованности данной темой, в следствии чего

они стали активными участниками проекта.

Литература:

1. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001

2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.

3. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.

4. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007г.

5. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб. «Детство-пресс», 2008.

6. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие.- М.: Мозаика-Синтез, 2012г.

7. И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007

8. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр – творчество - дети».- М.: АРКТИ, 2004.

3 июня 2019 в 23:24

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.