Перевезенцева Наталья Петровна, воспитатель
Проект по развитию речи на тему: «Сказка в гости к нам спешит» Старшая группа.Проект по развитию речи на тему: «Сказка в гости к нам спешит» Старшая группа.
Подготовила: воспитатель МБДО детского сада №7 Перевезенцева Н.П. группа №1 Кубинка, 2019 г.
Тема: Повысить интерес к книге и желание читать. Название проекта: « Сказка в гости к нам спешит» Тип проекта: Обучающий, творческий, игровой. Участники проекта:Дети старшей группы. Воспитатели. Родители. Продолжительность проекта: Долгосрочный – учебный год. Проблема: К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Актуальность проблемы: Дошкольное детство - очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Цель: обобщить знания детей о прочитанных художественных произведениях, прививать любовь к литературным произведениям и их героям. Задачи: Для детей: • Вызвать у детей интерес к книгам, их рассматриванию (вместе со взрослыми и самостоятельно). • Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту. • Закрепить и расширить знания детей о сказках; • Развивать творческие навыки, коммуникативные умения; • Формирование грамматического строя речи. • Расширение словарного запаса, активизация словаря. • Развитие связной монологической и диалогической речи. Для педагогов: • Составить план проекта и осуществлять его реализацию в разных видах детской деятельности. • Оказывать детям помощь в выявлении проблемы, в поиске ее решения. • Продолжать формировать книжный уголок. • Создавать условия для деятельности детей, способствующей освоению ребёнком миром сказок и приключений. Для родителей: • Привлечь внимание родителей к данной проблеме и участию в проекте. • Принять участие в изготовлении шапочек для театрализованных игр. • Способствовать поддержанию традиции семейного чтения. Гипотеза проекта: При условии выполнения плана работы по проекту, то в большей степени возможно развитие познавательной активности у детей, речевой деятельности, расширение словарного запаса, повышение их коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности. Предполагаемый результат: · Повысится интерес детей к литературным произведениям. · Развитие творческой активности детей, освоение детьми различных видов творчества. · Обогащение словаря детей, совершенствование диалогической и монологической речи, использование в речи разнообразных языковых средств. · Улучшение звуковой культуры речи. · Формирование коммуникативных способностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности. · Пополнение библиотеки книгами. · Составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях). Методы проекта: Наглядные, словесные, практические, игровые. 1 этап – Подготовительный: • Выдвижение гипотезы; • Определение цели и задач проекта; • Изучение необходимой литературы; • Подбор методической литературы; • Разработка тематического плана для реализации проекта; 2 этап – Деятельностный: Реализация плана проекта с детьми и родителями. 3 этап – Завершающий: • Презентация проекта. Со сказками все дружат,
Детская сказка - это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое "плохо". Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества. Народные сказки учат. Они всегда имеют положительный конец. Добро в них всегда победит, а зло будет наказано. Ребёнок может представить себя положительным героем, ведь в сказках герой всегда будет вознаграждён, а злодей наказан. Добро в сказках представлено не сводом скучных правил и наставлений, а в образах сильных богатырей, смелых принцев, добрых и справедливых волшебников. Сказки способствуют развитию эмоций и нравственному развитию ребёнка. Мероприятия:
Сентябрь Дидактические игры: «Расскажи сказку-1», «Закончи предложение», «Подбери рифму», «Кто знает, пусть продолжает». Чтение худ. литературы: Сказка «Три медведя», сказка «Рукавичка», сказка «Лисичка со скалочкой», сказка «Хвосты», сказка «Мышка-Вострохвостик», рассказ Н.Носова «На горке», «Живая шляпа», «Мишкина каша», рассказы и сказки В.Осевой., «Случай с Евсейкой» - М. Горький, Театрализованные игры: Игра – инсценировка по русской народной сказке «Три медведя». Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Исследователи». Октябрь Дидактические игры: «Расскажи сказку-2», «Так бывает или нет» «Чудесный мешочек», «Сказочное домино». Чтение худ. литературы: Сказка «Петух да собака», сказка «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», рассказы Н. Носова, рассказы В. Бианки, рассказы и сказки Л. Толстого, сказки и стихи К.Чуковского, «Серая шейка» Д. Мамин-Сибиряк, «Царевна – лягушка» (обр. Булатова). Театрализованные игры: Игра – инсценировка по русской народной сказке «Петух да собака». Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Почта». Ноябрь Дидактические игры: «Поиграем в сказку», «Наоборот», «Фантазеры», «Чей хвостик». Чтение худ. литературы: Сказка «Волк и семеро козлят», сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», сказка «Хаврошечка», С. Михалков «Праздник непослушания», сказки Братьев Грим, «Хлебный колос» - А. Ремизов, «Финист – ясный сокол» - р. н. сказка, «Доверчивый ежик» - С. Козлов. Театрализованные игры: Игра – драматизация «Волк и семеро козлят» Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Театр». Декабрь Дидактические игры: «Из какой сказки?», «Слова, ребусы, загадки», «Узнай сказку (по отрывку)», «Обложки любимых книг», «Викторина». Чтение худ. литературы: Сказка «Лисичка сестричка и волк», Н. Носов «Незнайка и его друзья», сказки Г.Х. Андерсена, «Двенадцать месяцев» ( пер. С. Маршака), «Серебрянное копытце» - П. Бажов, «Цветик – семицветик» - В. Катаев. Театрализованные игры: Игра – драматизация сказки «Лисичка-сестричка и волк». Сюжетно-ролевые игры: «Супермаркет», «Зоопарк». Январь Дидактические игры: «Узнай сказку по иллюстрации», «Логические домики», «Зайка и мишка», «Подбери нужное по смыслу слово». Чтение худ. литературы: Сказка «Заюшкина избушка», «Волшебник изумрудного города» (главы) – А. Волков, «Собачкины огорчения» - Б. Захадер, Г, Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок». Театрализованные игры: Игра – драматизация сказки «Заюшкина избушка». Сюжетно-ролевые игры: «Интервью», «Химчистка». Февраль Дидактические игры: «Отгадай-ка», «Цепочка слов», «Поем вместе», «Исправь ошибки». Чтение худ. литературы: Сказка «Теремок», Б. Заходер. «Серая звездочка», А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче л о прекрасной царевне Лебеди», Н. Телешов. «Крупеничка», Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков», Л. Пантелеев. «Буква „ы"». Театрализованные игры: Игра – драматизация сказки «Теремок». Сюжетно-ролевые игры: «Российская Армия», «Азбука дорожного движения». Март Дидактические игры: «Знаешь ли ты?», «Что мы слышим?», «Кто больше заметит небылиц?», «Сценарий». Чтение худ. литературы: сказка «Крылатый, мохнатый да масленый», А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел», Театрализованные игры: Игра – драматизация сказки «Волк и семеро козлят на новый лад». Сюжетно-ролевые игры: «Цирк», «Служба спасения». Апрель Дидактические игры: «Узнай героя сказки по описанию», «Неоконченный рассказ», «Составь рассказ». Чтение худ. литературы: Сказка «Три поросенка», сказка «Айога», сказка Джони Родари «Большая морковка», сказка «Три дочери», сказка А.Милна «Вини- Пух и все-все-все». Театрализованные игры: Игра – драматизация сказки «Три поросенка». Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Исследователи космоса». Май Дидактические игры: «Назови героев сказки», «Кто, где живет?», «Назови сказку по главному герою». Чтение худ. литературы: «Сказка про глупого мышонка», рассказ Е. Пермяка «Самое страшное», «Тайна третьей планеты» - К. Булычев, Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы), Р. Киплинг. «Слоненок». Театрализованные игры: Игра – драматизация сказки «Сказка про глупого мышонка» Сюжетно-ролевые игры: «Кафе», «Скорая помощь, поликлиника, больница». Выводы: Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому они с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; слушали сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривали иллюстрации в книгах. Повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок. В самостоятельной игровой деятельности дети разыгрывали знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывали новые, свои сказки, либо меняли окончание известных сказок. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь. У детей повысился уровень знаний русских народных сказок, расширился кругозор, речь детей стала более насыщенной и выразительной. Родители приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении. Повысился уровень общей осведомленности по вопросам домашнего чтения. Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат. • Реализация данного проекта позволила привить детям любовь к чтению художественной литературы, расширить словарный запас, улучшить звуковую культуру речи, речь стала более грамотной и связанной. • Дети проявили заинтересованность данной темой. • В результате проведенной работы с родителями повысился процент заинтересованности данной темой, в следствии чего они стали активными участниками проекта. Литература: 1. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001 2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г. 3. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г. 4. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007г. 5. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб. «Детство-пресс», 2008. 6. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие.- М.: Мозаика-Синтез, 2012г. 7. И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007 8. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр – творчество - дети».- М.: АРКТИ, 2004. 3 июня 2019 в 23:24
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.