Перевезенцева Наталья Петровна, воспитатель
Картотека дидактических игр по развитию связанной речи с использованием русских народных сказок у старших дошкольников.Картотека дидактических игр по развитию связной речи с использованием русских народных сказок у старших дошкольников. Воспитатель: Перевезенцева Н.П. Д/игра «Расскажи сказку» Цель: формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно; развивать умение располагать в правильной последовательности картинки, развивать внимание, усидчивость, мышление, память, мелкую моторику; формировать умение ориентироваться в пространстве; воспитывать любовь к сказке. Описание игры. На листах бумаги изображен лес в разные времена года, избушки (ледяная и лубяная), плоские фигуры сказочных героев прикреплены к подставкам. Д/игра для детей от3 до 6лет. Цель: Развивать умение пересказывать и сочинять сказку, развивать монологическую и диалогическую речь, правильное произношение звуков, умение составлять предложения. Упражнять в умении эмоционально и выразительно исполнять свою роль. Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Воспитывать любовь к р. н. творчеству. Развивать фантазию, память, внимание. Для игры прилагаются игровые поля к сказкам «Теремок», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», и 15 сказочных персонажей. Материал: картон, цветная бумага, картинки героев сказки, бельевые прищепки, двухсторонний скотч. Варианты игры: 1. Дети рассказывают сказку, используя игровые картинки; 2. Дети располагают персонажей сказки в правильной последовательности; 3. Театрализованная постановка сказки по ролям; 4. Игры на пространственное ориентирование: «Назови кто справа-слева от персонажа», «Далеко-близко». Примечания: 1. Дети в возрасте 3-4 лет с помощью взрослого определяют игровое поле для определенной сказки и рассказывают сказку или расставляют последовательно картинки, вместе с воспитателем. 2. Дети в возрасте 5-6лет самостоятельно выбирают и определяют игровое поле, самостоятельно рассказывают сказки и расставляют персонажей в определенной последовательности. Ход игры. По картинкам с изображением природы передвигаются плоские фигурки сказочных героев. Этими фигурками дети показывают сказку, сопровождая рассказом.
Д/игра «Поиграем в сказку» Дети очень любят рисовать и фантазировать. Из этого родилась новая игра «Поиграем в сказку». Конечно, подготовительный этап занимает намного больше времени, чем сама игра, но благодаря выдумке детей, процесс пополнения персонажами наша сказка продолжается. На первом этапе вместе с детьми обсудить в какую сказку будем играть, подобрать персонажей, раскрасить героев сказки, ребята самостоятельно работают с ножницами. С такими персонажами можно играть в любую сказку. Д/игра: «Узнай сказку» (по иллюстрации) Цель: развитие зрительного внимания. Воспитатель: А сейчас мы пришли в гости, здесь живет много русских народных сказок. Давайте отгадаем, какие это сказки. Что за сказка: кошка, внучка, Мышь, ещ собака Жучка Деду с бабой помогали, Корнеплоды собирали? (Репка) Воспитатель: Сейчас мы будем рассказывать сказку вместе. Я начну, а вы, кто знает эту сказку, мне помогайте «Посадил дед… (репку), выросла репка (большая – пребольшая) и т. д. » (Рассказ сопровождается показом персонажей из настольного театра).Молодцы! Д/игра: «Узнай сказку» (по отрывку) Цель: развитие слухового внимания Воспитатель: Теперь послушайте отрывок из знакомой вам русской народной сказки. (Воспитатель читает отрывок по сказке « Маша и медведь», дети отгадывают.) Воспитатель: Все минуточку вниманья! Сказку я хочу начать… Этой сказочки названье Поспешите отгадать. Воспитатель: Не садись на пенек, Не ешь пирожок! Неси бабушке, Неси дедушке! (Маша и медведь) Д/игра «Собери сказку" Цель: развитие мелкой моторики; целостного восприятия. Воспитатель: А теперь мы можем двигаться дальше. Ребята, смотрите, а что это у нас тут под платочком? (Подходят, смотрят) Я, волшебный сундучок, Я, ребята, вам – дружок. (Открывают) Воспитатель: В нашем волшебном сундучке есть шапочки зверят. Наряжайтесь, превращайтесь, выходите, хвастайтесь. (Дети надевают шапочки; интонационно изобразить животное). Д/игра «Чья песенка?» Цель: Закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок. 1. «Ау, ау, Снегурушка! Ау, ау, голубушка! У дедушки, у бабушки Было внучка Снегурушка, Е подружки в лес заманили, Заманили – покинули». (Песенка Снегурушки; Сказка «Снегурушка и лиса») 2. «Алнушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок… Костры горят высокие, Котлы кипят чугунные, Ножи точат булатные, Хотят меня зарезати!» (Братец Иванушка; Сказка «Сестрица Алнушка и братец Иванушка») Д/игра «Отгадай-ка!» Цель: Учить детей отгадывать сказку по словам – повторам, использовать их в пересказе. «Спи, глазок, спи, другой». (Сказка «Хаврошечка») «Сестрица Алнушка, я пить хочу!» (Сказка «Сестрица Алнушка и братец Иванушка») «Ловись, рыбка, и мала, и велика!» (Сказка «Лисичка – сестричка и серый волк») «Нест меня лиса за тмные леса, за высокие горы! Котик – братик, выручи меня!» (Сказка «Кот, петух и лиса») «Сяду на пенк, съем пирожок». (Сказка «Маша и медведь») Д/игра «Знаешь ли ты?» Цель: Воспитывать интерес, развивать быстроту реакции, выдержку, дисциплинированность. «Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки». (Сказка «Мужик и медведь») «Мамки – няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь! Приготовьте мне мягкий белый хлеб, какой я ела у родного батюшки». (Сказка «Василиса Премудрая») «Ты молодец: не хвастун, а храбрец». (Сказка «Заяц – хваста») «Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел – всю разбрызгал». (Сказка «Лиса и козл») Д/игра «Узнай героя сказки по описанию» Цель: Воспитывать умение называть героя сказки по его характерным признакам, описаниям, воспитывать выдержку. «Плотник, работник, хлебороб, мореход, стрелец, кузнец, певец» (Сказка «Семь Симеонов – семь работников») «Такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Под косой месяц, на каждой волосинке по жемчужине». (Елена Прекрасная) «…Такой птицы я никогда не видывала: и прышки – то какие красивые, и гребень – то какой – то красный, и голос – то какой звонкий!» (Петух; Сказка «Петух да собака») «Была лягушкой, обернулась белой лебедью» (Василиса Премудрая; Сказка «Царевна – лягушка») Д/игра «Назови героев сказки» Цель: Учить детей отгадывать сказку, по словам главного героя, а потом называть остальных героев сказки. «Это простая ложка – Котова, это простая ложка – Петина, а это не простая, точная, ручка золочная, - моя. Никому е не отдам!» (Кот, петух, Жихарка; Сказка «Жихарка») «Приходи, куманк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!» (Лиса, Журавль; Сказка «Лиса и журавль») «Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса брвна носить да столбы тесать, а ты будешь щепу драть». (Бык, свинья, баран, петух, кот; Сказка «Зимовье») Д/игра «Кто где живт» Цель: Закрепление знания русских народных сказок «Теремок» и «Зимовье», закреплять понятия «домашние, дикие животные». Надо расставить предложенных животных к теремку и зимовью. Д/игра «Назови сказку по главному герою» Цель: Развитие быстроты реакции, активности, самостоятельности мышления, учить называть сказку по персонажу. Предлагаются изображения героев сказки, дети называют, в каких сказках они встречаются. Например: петух – «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимовье», «Кот, петух и лиса» и др. Д/игра «Расскажи сказку по иллюстрациям» Цель: Побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения. Дети раскладывают картинки по порядку и рассказывают содержание сказки. Д/игра «Расскажи сказку по героям» Цель: Побуждать детей к пересказу сказки. Дети раскладывают героев сказки и пересказывают содержание сказки. Д/игра «Найди ошибку» Цель: Развитие внимания, восприятия, речи, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке. Дети называют, что изображено неправильно, из какой сказки иллюстрация. Д/игра «Разрезные картинки» Цель: Научить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитико-синтетическое мышление. Дети составляют картину из частей. Д/игра «Разукрась героя сказки» Цель: Совершенствовать умение детей раскрашивать, не заходя за контуры, развитие творческого начала, мелкую мускулатуру пальцев рук. Д/игра «Узнай сказку по нарисованному предмету» Цель: Закрепление знания знакомой сказки, развитие памяти, воображения, мышления и речи. Дети отгадывают по предмету героя сказки, в каких сказках встречается герой. Д/игра «Найди пару» Цель: Закрепление знания о героях сказок, активировать в памяти любимых героев и персонажей из сказок, учить соотносить волшебный предмет с героем сказки. Дети находят к герою сказки волшебный предмет. Например: Царевне – лягушке – стрелу. Д/игра «Помоги Колобку» Цель: Развитие связной речи, творческого воображения, мышления, памяти; определение последовательности событий. Воспитатель просит детей напомнить ему сказку о Колобке, используя картинки или разноцветные кружочки: «Подумайте, как можно спасти Колобка?» Дети придумывают, что будет с Колобком, если он спасется от лисы, с кем он дружить, где будет его дом. Д/игра «Поиграем в репку» (Развитие речи и творческого воображения; обучение символическому проигрыванию сюжета; цветовое обозначение героев сказки; усвоение последовательности событий) Воспитатель рассказывает сказку – путаницу. Начинает с «Репки», включает персонажи из других сказок. Ребенок замечает ошибки и в результате пересказывает сказку. Вначале можно разрешить пользоваться картинками-подсказками. Когда ребенок ответил, попросите его придумать какую-нибудь сказку с этими новыми персонажами. Д/игра «Шкатулка со сказками» (Развитие связной речи, фантазии, творческого мышления) Воспитатель предлагает детям достать фигурки из шкатулки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумывал разные варианты действий с одним и тем же предметом. Д/игра «Теремок» (Развитие связной речи, памяти.понимание символических пятен) Таблица – мнемо: нарисованный теремок, по ходу сказки выставляются цветовые пятна: серый – мышка зеленый – лягушка оранжевый – лисичка белый – заяц темно-серый – волк коричневый – медведь Создание воображаемой ситуации: «Зажмурить глаза – одеть волшебные очки и посмотреть в волшебные очки, где находится теремок – здесь обыгрывается сказка(т.е. привлечь внимание детей – погружение в сказку с помощью волшебных очков) - Давайте построим новый теремок для зверей. «Вот и сказочке конец: Стоит в поле теремок, Он не низок, не высок. Место всем хватило тут, Дружно звери все живут» 3 июня 2019 в 23:32
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.