Перевезенцева Наталья Петровна, воспитатель

Картотека дидактических игр по развитию связанной речи с использованием русских народных сказок у старших дошкольников.

 Картотека дидактических игр по развитию связной речи с использованием русских                             народных сказок у старших дошкольников.

Воспитатель: Перевезенцева Н.П.

 Д/игра «Расскажи сказку»

Цель: формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно; развивать умение располагать в правильной последовательности картинки, развивать внимание, усидчивость, мышление, память, мелкую моторику; формировать умение ориентироваться в пространстве; воспитывать любовь к сказке.

 Описание игры. На листах бумаги изображен лес в разные времена года, избушки (ледяная и лубяная), плоские фигуры сказочных героев прикреплены к подставкам.

 Д/игра для детей от3 до 6лет.

Цель: Развивать умение пересказывать и сочинять сказку, развивать монологическую и диалогическую речь, правильное произношение звуков, умение составлять предложения. Упражнять в умении эмоционально и выразительно исполнять свою роль. Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Воспитывать любовь к р. н. творчеству. Развивать фантазию, память, внимание.  

Для игры прилагаются игровые поля к сказкам «Теремок», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», и 15 сказочных персонажей.

Материал: картон, цветная бумага, картинки героев сказки, бельевые прищепки, двухсторонний скотч.

Варианты игры:

1. Дети рассказывают сказку, используя игровые картинки;

2. Дети располагают персонажей сказки в правильной последовательности;

3. Театрализованная постановка сказки по ролям;

4. Игры на пространственное ориентирование: «Назови кто справа-слева от персонажа», «Далеко-близко».

Примечания:

1. Дети в возрасте 3-4 лет с помощью взрослого определяют игровое поле для определенной сказки и рассказывают сказку или расставляют последовательно картинки, вместе с воспитателем. 2. Дети в возрасте 5-6лет самостоятельно выбирают и определяют игровое поле, самостоятельно рассказывают сказки и расставляют персонажей в определенной последовательности.

Ход игры. По картинкам с изображением природы передвигаются плоские фигурки сказочных героев. Этими фигурками дети показывают сказку, сопровождая рассказом.

 

Д/игра «Поиграем в сказку»

Дети очень любят рисовать и фантазировать. Из этого родилась новая игра «Поиграем в сказку». Конечно, подготовительный этап занимает намного больше времени, чем сама игра, но благодаря выдумке детей, процесс пополнения персонажами наша сказка продолжается.

На первом этапе вместе с детьми обсудить в какую сказку будем играть, подобрать персонажей, раскрасить героев сказки, ребята самостоятельно работают с ножницами. С такими персонажами можно играть в любую сказку.

 Д/игра: «Узнай сказку» (по иллюстрации)

Цель: развитие зрительного внимания.

Воспитатель: А сейчас мы пришли в гости, здесь живет много русских народных сказок. Давайте отгадаем, какие это сказки.

Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, ещ собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали? (Репка)

Воспитатель: Сейчас мы будем рассказывать сказку вместе. Я начну, а вы, кто знает эту сказку, мне помогайте «Посадил дед… (репку), выросла репка (большая – пребольшая) и т. д. » (Рассказ сопровождается показом персонажей из настольного театра).Молодцы!

 Д/игра: «Узнай сказку» (по отрывку)

Цель: развитие слухового внимания

Воспитатель: Теперь послушайте отрывок из знакомой вам русской народной сказки. (Воспитатель читает отрывок по сказке « Маша и медведь», дети отгадывают.)

Воспитатель:

Все минуточку вниманья!

Сказку я хочу начать…

Этой сказочки названье

Поспешите отгадать. Воспитатель:

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке! (Маша и медведь)

 Д/игра «Собери сказку"

Цель: развитие мелкой моторики; целостного восприятия.

Воспитатель: А теперь мы можем двигаться дальше. Ребята, смотрите, а что это у нас тут под платочком? (Подходят, смотрят)

Я, волшебный сундучок,

Я, ребята, вам – дружок. (Открывают)

Воспитатель: В нашем волшебном сундучке есть шапочки зверят. Наряжайтесь, превращайтесь, выходите, хвастайтесь. (Дети надевают шапочки; интонационно изобразить животное).

 Д/игра «Чья песенка?»

Цель: Закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок.

1. «Ау, ау, Снегурушка!

Ау, ау, голубушка!

У дедушки, у бабушки

Было внучка Снегурушка,

Е подружки в лес заманили,

Заманили – покинули». (Песенка Снегурушки; Сказка «Снегурушка и лиса»)

2. «Алнушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок…

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!»

(Братец Иванушка; Сказка «Сестрица Алнушка и братец Иванушка»)

 Д/игра «Отгадай-ка!»

Цель: Учить детей отгадывать сказку по словам – повторам, использовать их в пересказе.

«Спи, глазок, спи, другой». (Сказка «Хаврошечка»)

«Сестрица Алнушка, я пить хочу!»

(Сказка «Сестрица Алнушка и братец Иванушка»)

«Ловись, рыбка, и мала, и велика!»

(Сказка «Лисичка – сестричка и серый волк»)

«Нест меня лиса за тмные леса, за высокие горы! Котик – братик, выручи меня!»

(Сказка «Кот, петух и лиса»)

«Сяду на пенк, съем пирожок». (Сказка «Маша и медведь»)

 Д/игра «Знаешь ли ты?»

Цель: Воспитывать интерес, развивать быстроту реакции, выдержку, дисциплинированность.

«Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки».

(Сказка «Мужик и медведь»)

«Мамки – няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь! Приготовьте мне мягкий белый хлеб, какой я ела у родного батюшки».

(Сказка «Василиса Премудрая»)

«Ты молодец: не хвастун, а храбрец».

(Сказка «Заяц – хваста»)

«Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел – всю разбрызгал». (Сказка «Лиса и козл»)

 Д/игра «Узнай героя сказки по описанию»

Цель: Воспитывать умение называть героя сказки по его характерным признакам, описаниям, воспитывать выдержку.

«Плотник, работник, хлебороб, мореход, стрелец, кузнец, певец»

(Сказка «Семь Симеонов – семь работников»)

«Такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Под косой месяц, на каждой волосинке по жемчужине». (Елена Прекрасная)

«…Такой птицы я никогда не видывала: и прышки – то какие красивые, и гребень – то какой – то красный, и голос – то какой звонкий!»

(Петух; Сказка «Петух да собака»)

«Была лягушкой, обернулась белой лебедью»

(Василиса Премудрая; Сказка «Царевна – лягушка»)

 Д/игра «Назови героев сказки»

Цель: Учить детей отгадывать сказку, по словам главного героя, а потом называть остальных героев сказки.

«Это простая ложка – Котова, это простая ложка – Петина, а это не простая, точная, ручка золочная, - моя. Никому е не отдам!»

(Кот, петух, Жихарка; Сказка «Жихарка»)

«Приходи, куманк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!»

(Лиса, Журавль; Сказка «Лиса и журавль»)

«Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса брвна носить да столбы тесать, а ты будешь щепу драть».

(Бык, свинья, баран, петух, кот; Сказка «Зимовье»)

 Д/игра «Кто где живт»

Цель: Закрепление знания русских народных сказок «Теремок» и «Зимовье», закреплять понятия «домашние, дикие животные».

Надо расставить предложенных животных к теремку и зимовью.

 Д/игра «Назови сказку по главному герою»

Цель: Развитие быстроты реакции, активности, самостоятельности мышления, учить называть сказку по персонажу.

Предлагаются изображения героев сказки, дети называют, в каких сказках они встречаются. Например: петух – «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимовье», «Кот, петух и лиса» и др.

 Д/игра «Расскажи сказку по иллюстрациям»

Цель: Побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения.

Дети раскладывают картинки по порядку и рассказывают содержание сказки.

 Д/игра «Расскажи сказку по героям»

Цель: Побуждать детей к пересказу сказки.

Дети раскладывают героев сказки и пересказывают содержание сказки.

 Д/игра «Найди ошибку»

Цель: Развитие внимания, восприятия, речи, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке.

Дети называют, что изображено неправильно, из какой сказки иллюстрация.

 Д/игра «Разрезные картинки»

Цель: Научить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитико-синтетическое мышление.

Дети составляют картину из частей.

 Д/игра «Разукрась героя сказки»

Цель: Совершенствовать умение детей раскрашивать, не заходя за контуры, развитие творческого начала, мелкую мускулатуру пальцев рук.

 Д/игра «Узнай сказку по нарисованному предмету»

Цель: Закрепление знания знакомой сказки, развитие памяти, воображения, мышления и речи.

Дети отгадывают по предмету героя сказки, в каких сказках встречается герой.

 Д/игра «Найди пару»

Цель: Закрепление знания о героях сказок, активировать в памяти любимых героев и персонажей из сказок, учить соотносить волшебный предмет с героем сказки.

Дети находят к герою сказки волшебный предмет. Например: Царевне – лягушке – стрелу.

 Д/игра «Помоги Колобку»

Цель: Развитие связной речи, творческого воображения, мышления, памяти; определение последовательности событий.

Воспитатель просит детей напомнить ему сказку о Колобке, используя картинки или разноцветные кружочки: «Подумайте, как можно спасти Колобка?» Дети придумывают, что будет с Колобком, если он спасется от лисы, с кем он дружить, где будет его дом.

Д/игра «Поиграем в репку» (Развитие речи и творческого воображения; обучение символическому проигрыванию сюжета; цветовое обозначение героев сказки; усвоение последовательности событий)

Воспитатель рассказывает сказку – путаницу. Начинает с «Репки», включает персонажи из других сказок. Ребенок замечает ошибки и в результате пересказывает сказку. Вначале можно разрешить пользоваться картинками-подсказками. Когда ребенок ответил, попросите его придумать какую-нибудь сказку с этими новыми персонажами.

 Д/игра «Шкатулка со сказками» (Развитие связной речи, фантазии, творческого мышления)

Воспитатель предлагает детям достать фигурки из шкатулки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумывал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

 Д/игра «Теремок» (Развитие связной речи, памяти.понимание символических пятен)

Таблица – мнемо: нарисованный теремок, по ходу сказки выставляются цветовые пятна:

серый – мышка

зеленый – лягушка

оранжевый – лисичка

белый – заяц

темно-серый – волк

коричневый – медведь

Создание воображаемой ситуации: «Зажмурить глаза – одеть волшебные очки и посмотреть в волшебные очки, где находится теремок – здесь обыгрывается сказка(т.е. привлечь внимание детей – погружение в сказку с помощью волшебных очков)

- Давайте построим новый теремок для зверей.

«Вот и сказочке конец:

Стоит в поле теремок,

Он не низок, не высок.

Место всем хватило тут,

Дружно звери все живут»

3 июня 2019 в 23:32

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.