Перевезенцева Наталья Петровна, воспитатель

Экологические игры для дошкольников.

Экологические игры для дошкольников.

 

Дошкольныйвозраст – самоценный этап в развитии экологической культуры ребенка.Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах иявлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения сокружающей природой. Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь и множить.

 

 

«Я знаю…»

Цель: Формировать умение называтьнесколько предметов объекта одного вида. Развивать умение объединять предметыпо общему признаку.

Игровыедействия:

Детистановятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называеткласс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые,рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» иперечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращаетмяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и такдалее.

 

«Птицы,рыбы, звери»

Цель: Упражнять детей в уменииназывать предмет определённой группы предметов.

Игровыедействия:

Ведущийбросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, долженподобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно.Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогичнопроводится игра со словами «звери» и «рыбы».

 

«Угадай, чтов руке»

Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты иягоды.

Игровыедействия:

Дети стоят вкругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжиовощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например,грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ,ягода).

 

«Угадай,какая птица поёт?»

Цель: Умение определять по звуковой записиголоса птиц. Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно,мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее). Воспитывать интерес изаботливое отношение к птицам.

Игровыедействия:

Педагогпредлагает послушать запись голосов птиц. Надо определить, какая птица поёт.Как можно определить по голосу какая птица поёт и как. Предложить детямпоупражняться в произнесении звуков песенок птиц. В игре используется диск сзаписью голосов птиц.

 

«Сад —огород»

Цель: Закреплять знания детей о том, чторастёт в саду или в огороде. Развивать у детей память, внимание.

Игровые действия:

Воспитательприносит корзину с овощами и фруктами.

— Дети,я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игрыдети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей ифруктов.

 

«Что этотакое?»

Цель: Упражнять детей в умении отгадыватьпредметы живой или неживой природы. Рассказывать признакипредметов.

Игровыедействия:

Воспитательили ведущий загадывает живой или неживой природы и начинает перечислять егопризнаки, а дети должны отгадать заданный предмет.

 

«Летает,плавает, бегает»

Цель: Изображать способ передвиженияобъекта.

Игровыедействия:

Ведущийназывает или показывает детям объект живой природы и предлагает детямизобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» детиначинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками итак далее.

 

«Перелётптиц»

Цель: Узнавать и называть зимующих иперелётных птиц. Закреплять понятие «зимующие», «перелётные».

Игровыедействия:

На столеразложены предметные картинки птиц. Каждый участник игры берёт картинку и«превращается» в определённую птицу. Ребёнок говорит: «Я – ворона!», «Я –воробей!», «Я – журавль!», «Я – кукушка!» и так далее. По сигналу ведущего:«Раз, два, три на своё место лети!», дети, у которых картинки с изображениемзимующих птиц бегут к условному изображению (зимний пейзаж), другие дети, укоторых картинки с изображением перелётных птиц, бегут к другому условномузнаку (весенний пейзаж). Играть можно несколько раз, дети должны брать разныекартинки.

 

«Похожи — непохожи»

Цель: Развивать у детей умениеабстрагировать, обобщать, выделять предметы, Сходные по одним свойствам иотличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Игровыедействия:

В игреиспользуется игровой экран с тремя «окнами – прорезями», в которые вставляютсяленты с условными обозначениями свойств; ленты – полоски с обозначениямисвойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображениемпредметов, во второе – полоска с обозначением свойств.

Вариантымогут быть разные:

1 вариант: Ребёнку предлагается установить«экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающиесвойством, указанным во втором «окне».

На начальномэтапе освоения игры освоения игры свойство задаётся взрослым, затем детисамостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое«окно» — яблоко, второе «окно» — круг, третье «окно» — мяч.

2 вариант: Один ребёнок устанавливаетпервое «окно», второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данныеобладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму«окну». За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура детименяются местами.

3 вариант: Используется на заключительныхэтапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает«загадку» — выстраивает в первом и в третьем «окне» изображения обладающиеобщим свойством, при этом второе «окно» скрыто. Остальные дети догадываются,чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство,получают право открыть второе «окно» или загадать новую «загадку».

 

«Кто гдеживёт?»

Цель: Определять место среды обитанияживотного, правильно определять место «дома» объекта.

Игровыедействия:

Увоспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями местобитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее).

 

«Временагода»

Цель: Формировать у детей понятия овременах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений,происходящих в неживой природе.

Игровыедействия:

Воспитательрассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются. Дети называютпоследовательно времена года и характерные признаки.

Воспитательпоказывает картинки с изображением времени года и картинки объектов, у которыхпроисходят различные изменения, например, заяц белый – зима; распустившийсяподснежник – весна, созрела земляника – лето и так далее. Дети должны объяснятьсодержание картинки.

 

«Вопрос –ответ»

Цель: Развивать умения отвечать напоставленные вопросы. Проявлять находчивость, сообразительность.

Игровыедействия:

Педагогзадаёт вопросы, а дети отвечают

Вопросы:

1. Почемучеловек назад оглядывается? (потому что у него на затылке глаз нет).

2. От чегокошка бегает? (не умеет летать).

3. Какимгребнем голову не причешешь? (петушиным).

4. Сколькояиц можно съесть натощак? (одно: после первого уже не будет натощак).

5. От чегогусь плавает? (от берега).

6. Чем донеба докинешь? (взглядом).

7. По чемусобака бегает? (по земле).

8. Что можноувидеть с закрытыми глазами? (сон).

9. Без чегохлеб не испечёшь? (без корки).

10. За чемво рту язык? (за зубами)

11. У когоесть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба).

 

«Узнай пообъявлениям»

Цель: Продолжать знакомить сособенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания).Развивать логическое мышление.

Игровыедействия:

Педагогпредлагает детям поиграть. Объясняет правила в игре, надо внимательно послушатьобъявление и отгадать о ком идёт речь (животное или птица) говорится вобъявлении. Тот, кто угадал, получает фишку и в конце игры подводится итог.

1.Приходитеко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.

2. Друзья!Кому нужны иглы, обращаться ко мне.

3. Надоелоползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?

4. Помогувсем, у кого сломался будильник?

5. Прошуразбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.

6. Хочусвить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья.

7. Что-тоочень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?

8. Тому, ктонайдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!

9. Уже 150лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один — медлительность.

10. Всем,всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне.

11. Учу всемнаукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятияпровожу ночью.

12. Добрым,но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моихптенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаюсчастья в личной жизни. Ку-ку!

13. Я самаяобаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу.Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству.Патрикеевной больше не называть!

 

«Где чтозреет?»

Цель: Упражнять в умении использоватьзнания о растениях, сравнивать плод дерева с его листьями.

Игровыедействия:

Нафланелеграф выкладываются две ветки: на одной – плод и листья одного растения(яблоня), на другой – плоды и листья растений. (Например, листья крыжовника, аплоды груши). Ведущий задаёт вопрос: «Какие плоды созревают, а какие нет?».Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

 

«Почтальонпринёс письмо»

Цель: Развивать умение описывать предметыи узнавать их по описанию.

Игровыедействия:

Воспитательприносит в группу коробку и говорит, что почтальон принёс посылку. В посылкеразные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них иописывают то, что им принёс почтальон. Остальные дети отгадывают.

 

«Птичка»

Цель: Различать деревья по листьям.Воспитывать правильно вести себя в игре: не подсказывать друг другу, неперебивать сверстников.

Игровыедействия:

Передначалом игры дети вспоминают различные деревья, сравнивают их по форме ивеличине листьев.

Дети должныперед игрой подобрать для себя фант – любую мелкую вещь, игрушку. Игрокиусаживаются и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга иостальным игрокам даёт названия деревьев (дуб, клён, липа и так далее) и детиберут и одевают веночек из листьев. Каждый должен запомнить своё название.Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб долженответить: «На дубу не была, улетела на ёлку». Ёлка называет другое дерево и такдалее. Кто прозевает – отдаёт фант. В конце игры фанты выкупаются.

 

«Снежныйком»

Цель: Расширять знания детей о перелётныхптицах. Развивать внимание и наблюдательность.

Игровыедействия:

Ведущийпоказывает картинку, на которой изображена перелётная птица.

Дети смотрятна картинку и рассказывают о ней по очереди: первый ребёнок – первоепредложение, второй ребёнок – предыдущее предложение и своё, третий ребёнок —повторяет два предыдущих и добавляет своё. Например: «Грач – перелётная птица».– «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный». – «Грач – перелётная птица.Он большой и чёрный. Место их обитания называется «грачевник» и так далее.

 

«Кого чемугостим?»

Цель: Знать, чем питаются животные иптицы.

Игровыедействия:

Ведущийперебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица), а дети отвечают ивозвращают мяч ведущему. Например, воробей – крошки и семечки; синица — сало;корова – сено; кролик – морковка; кошка – мышка, молоко; белка – шишка, ягоды итак далее.

 

Игра «Хорошо– плохо»

Цель: Совершенствовать знания детей оявлениях живой и неживой природы, животных и растениях.

Игровыедействия:

Воспитательили педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения,например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропаливсе волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо илихорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – этохорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «Убабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы наземле – это плохо или хорошо?» и так далее.

«Кто закем?»

Цель: Показать детям, что в природе всёсвязано между собой. Продолжать воспитывать у детей бережное отношение ко всемживотным.

Игровыедействия:

Воспитательпредлагает вызванному ребёнку соединить ленточкой всех животных, которыеохотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки сживотными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.

 

«Каждомусвоё место»

Цель: Формировать у детей умениепользоваться схематическими изображениями обобщающих понятий. Воспитыватьсамостоятельность, умение логически мыслить.

Игровыедействия:

Педагограздаёт по од

3 июня 2019 в 23:40

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.