Перевезенцева Наталья Петровна, воспитатель

Беседа на тему: «Земноводные и пресмыкающиеся». Старшая группа.


Воспитатель: Перевезенцева Н.П.

Цель:

познакомить детей с земноводными и пресмыкающимися животными; закрепить знания ребёнка о земноводных и пресмыкающихся животных; формировать представления о внешнем виде и особенностях жизни земноводных и пресмыкающихся; развивать активную речь детей: земноводные (лягушка, тритон)и пресмыкающиеся (крокодил, змея, ящерица, черепаха); земноводное - амфибия, пресмыкающееся – рептилия. Расширять активный и пассивный словарь

Оборудование:

демонстрационный материал: (картинки) с изображением пресмыкающихся (крокодил, змея, ящерица, черепаха) и земноводных (лягушка, тритон);

раздаточный материал: «Дорисуй картинку» - раскраски «Обведи по цифрам»(змея, раскраска «Дорисуй картинку» (лягушка, раскраски «Обведи по точкам»(черепаха, крокодил).

Ход беседы:

1. Организационный момент.

- Вы любите отгадывать загадки? (ответ ребёнка) Тогда отгадайте такую загадку.

Животные не водные

И не совсем земные

Прекрасно плавают в воде

Но сухопутные вполне

- Как вы думаете, о ком эта загадка? (ответ). Давайте, попробуем разобраться вместе.

2. Кто такие земноводные?

- Отгадай такие загадки:

Летом в болоте

Её вы найдете.

Зеленая квакушка –

Кто это?. (лягушка – предъявляется картинка)

Он в пруду под ряской пышной

Под раскидистым кустом.

Как всегда свободно дышит

Черным сплюснутым хвостом (тритон – предъявляется картинка)

- Как этих животных можно назвать одним словом? (ответ).

- Это земноводные животные. Что означает слово земноводные? Из каких двух слов оно состоит? (земля и вода). Почему они так называются? (ответ). Земноводные – это такие животные, которые одну часть своей жизни проводят в воде, а другую – на суше. Земноводных также часто называют «амфибии», что в переводе с греческого языка означает «ведущий двойную жизнь».

- Обычно кожа земноводных эластичная, очень тонкая и не защищена ни мехом, ни чешуёй, ни роговыми пластинами. А необычайная важность её заключается в том, что земноводные дышат не только с помощью лёгких, но и через кожу. Для такого дыхания необходимо, чтобы кожа постоянно была влажной.

- Земноводные пьют воду не так как мы, они всасывают ее через кожу. Вот почему этим животным необходима сырость или близость водоема.

3. Физкультминутка «Две лягушки»

Видим – скачут по опушке Повороты в стороны

Две зелёные лягушки

Прыг-скок, прыг-скок Переступание с носка на пятку

Прыгать с пятки на носок

На болоте две подружки Руки на поясе, полуприседания вправо-влево

Две зелёные лягушки

Утром рано умывались. Выполнять движения в соответствии с текстом

Полотенцем растирались

Ножками топали

Ручками хлопали

Вправо наклонялись

Влево наклонялись

Вот здоровья в чём секрет Ходьба на месте

Всем друзьям – физкультпривет!

4. Кто такие пресмыкающиеся?

- Я хочу загадать вам ещё несколько загадок.

Он на экваторе живет.

И у него огромный рот.

Он солнце в сказке проглотил.

Кто? Догадался? – (крокодил –предъявляется картинка)

Шелестя, шурша травой,

Проползает шнур живой,

На земле клубком свернется.

Угадали, как зовётся? (змея – предъявляется картинка)

Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но - ах! –

Удрала, а хвост в руках. (ящерица – предъявляется картинка)

Очень медленно идет,

Дом она с собой несет.

Испугается чего-то,

В панцирь с головой уйдет (черепаха – предъявляется картинка)

- А как этих животных можно назвать одним словом? (ответ). Своё название пресмыкающиеся получили за то, что передвигаются они пресмыкаясь (ползая) по земле. Обычно у них четыре лапы, но они лишь помогают передвижению тела, как подвижные рычаги, т. к. расположены по бокам туловища, а не под ним. Слово «рептилия» в переводе с греческого языка означает «ползать на брюхе». Именно поэтому пресмыкающихся животных также называют рептилиями.

- У всех рептилий жесткая, сухая кожа, покрытая роговыми чешуями или пластинами. Черепахи, например, покрыты костным панцирем. А голова и спина крокодилов покрыты твердыми костными пластинами.

5 Дидактическая игра «Дорисуй картинку»

- Посмотрите, у меня есть картинки. Но что-то в них не так. Что? (их нужно дорисовать).

- Дорисуй картинки.

- Скажите, что получилось (змея и лягушка). Кто из них пресмыкающиеся, а кто – земноводное?

6 Пальчиковая гимнастика «Осторожно, крокодил!»

Пять маленьких рыбок играли в реке.

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)

Лежало большое бревно на песке

(Руки прижаты друг к другу. переворачиваем их с боку на бок)

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение)

Вторая сказала: «Но здесь глубоко!»

(Качаем сомкнутыми ладонями)

А третья сказала: «Мне хочется спать»

(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит)

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать

(Быстро качаем ладонями – дрожь)

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот)

Плывите отсюда чтоб не проглотил!»

(Запястья соединены. Ладони)

7 Итог занятия

- О ком мы сегодня говорили? (о пресмыкающихся и земноводных)

- Расскажите, почему земноводные называются земноводными? (ответ). А пресмыкающиеся? (ответ). А как они называются по-другому? (земноводные – это амфибии, а пресмыкающиеся – рептилии).

- Перечислите пресмыкающихся (крокодил, змея, черепаха, ящерица). А теперь назови земноводных (лягушка и тритон).

Молодцы! Все сегодня хорошо отвечали и внимательно слушали.

14 августа 2019 в 22:13

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.