Перевезенцева Наталья Петровна, воспитатель
Беседа по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома» Старшая группа
Воспитатель: Перевезенцева Н.П. Задачи: Образовательные 1. Дать детям представление о предметах хохломской росписи (ковш, поднос, ладья, братина и т. д.) и их значение. 2. Учить различать характерные особенности изделий хохломской росписи (изготовление из дерева, подбор цвета, роспись узора.) 3. активизация словаря «яркая», «красочная», «сочная», «солнечная». Развивающие 1. Развивать у детей интерес к изделиям хохломских мастеров. 2. Обогатить словарь детей словами по теме занятия: братина, ендова, ковш. Воспитательные 1. Воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству. 2. Воспитывать патриотические чувства, уважение к народно-прикладному искусству. Предварительная работа - рассматривание фотоальбомов о хохломских изделиях - чтение художественной литературы Методические приёмы - использование художественного слова, вопросы к детям, пояснения. - рассматривание подлинных изделий, иллюстраций и других наглядных пособий - ощупывание изделий руками Материал к занятию Выставка хохломских изделий. Иллюстраций с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства. Индивидуальная работа Вопросы к детям. Ход беседы: Воспитатель: - Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно прикладным искусством – хохломской росписью. Посмотрите на эти изделия и скажите: Нравятся ли они вам? Почему они вам понравились? Как вы думаете – что необычайного в этой посуде? Воспитатель: - Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют Хохлома. Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду. Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте. Воспитатель рассказавает легенду о происхождении хохломской посуды. В народе сказывают о чудо – мастере, который жил в Нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу, на берегу реки Хохломы, и начали изготавлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил её крошками, птица захотела поблагодарить его. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда вмиг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду. И все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, м послал царь за мастером, царских солдат. Когда услышал это мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез…. И стали другие мастера изготовлять. Воспитатель: - как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду? - конечно изготовить её не просто. Изделие надо сначала выточить на станке, потом оно шпаклюется, т. е. покрывается алюминиевым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой. Воспитатель предлагает взять любой понравившийся предмет детям и рассмотреть его. Воспитатель: - какие цвета использовал художник? - Правильно есть чёрный, красный, встречается зелёный, но больше всего золотого цвета. - Теперь вы понимаете, почему хохлому называют «золотой». – А какие узоры использовал художник? (В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные, декоративные цветы). – А вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка»(воспитатель показывает узор). Из травки художники составляют разные композиции. Из «травинок» составляют изображения птиц и рыбок. - Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с ягодами, листьями и цветами. «Травка»занимает всё пространство между ними. Она лёгкая, изогнутая или похожа на завитки с острыми конечками «как осока на ветру». Узор занимает почти всю поверхность изделия, край украшен прямой каймой. Воспитатель читает стихотворение: И чего здесь только нету: Хохлома, хохлома! Весь народ с ума свела! Яркая, лучистая, узоры золотистые! И нигде на свете нет таких соцветий! Воспитатель: - особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные для торжественных событий: братины, ковши, ендовы. Давайте вспомним, для чего предназначена эта посуда: Братина – русский шаровидный сосуд из дерева, меди, серебра, золота. Из неё на братничных пирах (на всю братию) разливали напитки по чашам для питья в круговую. Также она использовалась как большая чаша для питья и еды. Ендова – деревянный или металлический древнерусский сосуд ладьевидной формы с широким горлом, с носком и ли рыльцем, употреблявшийся для разлива напитков на пирах. Ковш – широкий открытый сосуд с ручкой для зачёрпывания жидкости. Давайте рассмотрим несколько хохломских изделий вместе. (Показ изделий сопровождается чтением стихотворений): Вот ладья: цветущий хвост – корма, Нос – петушиная голова. Плывёт по лесу хохлома, Расписанная очень ловко. Наши ложки хохломские Самый лучший сувенир. С позолотой не простые, Прогремели на весь мир. А вот утица по реченьке плывёт Выше бережка головушку несёт. Чёрным крылышком помахивает, На цветы водицу стряхивает. А вот поднос В нём алых ягод россыпь, Отголоски лета В зелени травы Шёлковые всплески Золотой листвы. Братина солнечна весьма, На нём цветы и земляника. Семёновская Хохлома Вся золотисто – краснолика. Воспитатель: сейчас давайте придумаем разнообразные (слова) эпитеты и сравнения к слову «хохлома». Дети придумывают слова (яркая, красочная, жаркая, солнечная, сочная, как золото блестит, как жар-птица горит.) - хохломские изделия известны на весь мир, а не только у нас в стране. - в конце нашей беседы хочется прочитать вам ещё одно стихотворение. Послушайте: Роспись хохломская, Словно колдовская, В сказочную песню просится сама. И нигде на свете нет таких соцветий, Всех чудес чудесней наша Хохлома. 14 августа 2019 в 22:23
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.