Перевезенцева Наталья Петровна, воспитатель

Беседа по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома» Старшая группа



Воспитатель: Перевезенцева Н.П.

Задачи:

Образовательные

1. Дать детям представление о предметах хохломской росписи (ковш, поднос, ладья, братина и т. д.) и их значение.

2. Учить различать характерные особенности изделий хохломской росписи (изготовление из дерева, подбор цвета, роспись узора.)

3. активизация словаря «яркая»«красочная»«сочная»«солнечная».

Развивающие

1. Развивать у детей интерес к изделиям хохломских мастеров.

2. Обогатить словарь детей словами по теме занятия: братина, ендова, ковш.

Воспитательные

1. Воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству.

2. Воспитывать патриотические чувства, уважение к народно-прикладному искусству.

Предварительная работа

- рассматривание фотоальбомов о хохломских изделиях

- чтение художественной литературы

Методические приёмы

- использование художественного слова, вопросы к детям, пояснения.

- рассматривание подлинных изделий, иллюстраций и других наглядных пособий

- ощупывание изделий руками

Материал к занятию

Выставка хохломских изделий. Иллюстраций с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства.

Индивидуальная работа

Вопросы к детям.

Ход беседы:

Воспитатель: - Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно прикладным искусством – хохломской росписью. Посмотрите на эти изделия и скажите: Нравятся ли они вам? Почему они вам понравились? Как вы думаете – что необычайного в этой посуде?

Воспитатель: - Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют Хохлома. Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.

Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте.

Воспитатель рассказавает легенду о происхождении хохломской посуды.

В народе сказывают о чудо – мастере, который жил в Нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу, на берегу реки Хохломы, и начали изготавлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил её крошками, птица захотела поблагодарить его. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда вмиг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду. И все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, м послал царь за мастером, царских солдат. Когда услышал это мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез….

И стали другие мастера изготовлять.

Воспитатель: - как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду? - конечно изготовить её не просто. Изделие надо сначала выточить на станке, потом оно шпаклюется, т. е. покрывается алюминиевым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой. Воспитатель предлагает взять любой понравившийся предмет детям и рассмотреть его.

Воспитатель: - какие цвета использовал художник? - Правильно есть чёрный, красный, встречается зелёный, но больше всего золотого цвета. - Теперь вы понимаете, почему хохлому называют «золотой».

– А какие узоры использовал художник? (В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные, декоративные цветы).

– А вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка»(воспитатель показывает узор). Из травки художники составляют разные композиции. Из «травинок» составляют изображения птиц и рыбок.

- Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с ягодами, листьями и цветами. «Травка»занимает всё пространство между ними. Она лёгкая, изогнутая или похожа на завитки с острыми конечками «как осока на ветру». Узор занимает почти всю поверхность изделия, край украшен прямой каймой.

Воспитатель читает стихотворение:

И чего здесь только нету:

Хохлома, хохлома!

Весь народ с ума свела!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

И нигде на свете нет таких соцветий!

Воспитатель: - особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные для торжественных событий: братины, ковши, ендовы. Давайте вспомним, для чего предназначена эта посуда:

Братина – русский шаровидный сосуд из дерева, меди, серебра, золота. Из неё на братничных пирах (на всю братию) разливали напитки по чашам для питья в круговую. Также она использовалась как большая чаша для питья и еды.

Ендова – деревянный или металлический древнерусский сосуд ладьевидной формы с широким горлом, с носком и ли рыльцем, употреблявшийся для разлива напитков на пирах.

Ковш – широкий открытый сосуд с ручкой для зачёрпывания жидкости.

Давайте рассмотрим несколько хохломских изделий вместе. (Показ изделий сопровождается чтением стихотворений):

Вот ладья: цветущий хвост – корма,

Нос – петушиная голова.

Плывёт по лесу хохлома,

Расписанная очень ловко.

Наши ложки хохломские

Самый лучший сувенир.

С позолотой не простые,

Прогремели на весь мир.

А вот утица по реченьке плывёт

Выше бережка головушку несёт.

Чёрным крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

А вот поднос

В нём алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы

Шёлковые всплески

Золотой листвы.

Братина солнечна весьма,

На нём цветы и земляника.

Семёновская Хохлома

Вся золотисто – краснолика.

Воспитатель: сейчас давайте придумаем разнообразные (слова) эпитеты и сравнения к слову «хохлома».

Дети придумывают слова (яркая, красочная, жаркая, солнечная, сочная, как золото блестит, как жар-птица горит.)

- хохломские изделия известны на весь мир, а не только у нас в стране.

- в конце нашей беседы хочется прочитать вам ещё одно стихотворение.

Послушайте:

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша Хохлома.

14 августа 2019 в 22:23

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.