Перевезенцева Наталья Петровна, воспитатель
Беседа: «Перелетные и зимующие птицы». Старшая группа.
Воспитатель: Перевезенцева Н.П. Задачи: 1. Образовательные Закрепить и расширить знания о перелетных птицах и зимующих птицах. Учить выделять характерные особенности птиц. Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида перелетных птиц 2. Коррекционно-развивающие Способствовать активизации, стимуляции, упражнению зрительных функций, развитию мелкой моторики, внимания, мышления. 2. Воспитательные Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. Оборудование: иллюстрации птиц, таблица «Птицы», карточки «Найди тень птицы», аудиозапись «Пение птиц», разрезные картинки «Птицы», чучело птицы. Предварительная работа: Наблюдение за птицами на участке, дидактические игры “Выбери правильный ответ”, “Запомни, назови”; игры и упражнения “Улетают – не улетают”, “Кто, где и как зимует” (различие зимующих и перелетных птиц, чтение стихов, рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Настольно-печатные и подвижные игры. Ход беседы: I.Организационный момент. (Дети становятся в полукруг. После правильного ответа проходят и садятся на свои места.) Учитель: Сядет тот, кто назовет дни недели, осенние месяцы. (первый день недели, второй… Первый месяц осени, второй) II. Работа по теме: 1. Беседа: Дождик с самого утра, Птицам в дальний путь пора, Громко ветер завывает – Это всё когда бывает? (Осенью). Учитель: Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? Дети: Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы. Учитель: А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? Дети: Перелетные птицы улетают в теплые края. Зимующие птицы остаются зимовать у нас. Учитель: Назовите перелетных птиц? Дети: Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок. На доске таблица «Птицы» Дети выходят к доске, показывают названную птицу и описывают её. Учитель дополняет, помогает. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить. Ласточка - небольшая птица у нее белая грудка и черный фрак, острые крылья, поэтому ее называют острокрылая. Игра «Отгадай и присядь» (Дети выходят и становятся в круг) -Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками, как будто мы провожаем перелетных птиц в путь. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля. Демонстрация чучела птицы. Учитель демонстрирует чучело птицы. Дети встают вокруг чучела птицы. Учитель: Назовите, пожалуйста, части тела птиц. Покажите. Дети: Туловище, голова, хвост, клюв. - Чем покрыто тело птицы? Дети: Тело птицы покрыто перьями. Учитель: У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как они их различают? Дети: По оперению, внешнему виду, величине. Физкультминутка «Осень». Мы бежали по дорожке, Промочили свои ножки, Потом сели, посидели. Смотрим: птицы полетели. Ветер сильный вдруг подул, Мы испугались: «Караул!» Дети бегут друг за другом. Трясут ногами. Приседают. Машут руками. Качают руками влево–вправо. Дети убегают и садятся за столы. Дидактическая игра «Кто лишний». На магнитной доске иллюстрации птиц. Учитель: Ребята, назовите, кто лишний. - Петух, курица, индюк, скворец. Кто лишний и почему? Дети: Лишний скворец. Он перелётная птица, а все остальные птицы - домашние. - Грач, ласточка, воробей, скворец. Кто лишний? Дети: Воробей. Он не перелетная птица, живет у нас зимой. А остальные птицы перелётные. -Цыплёнок, петух, грач, снегирь. Кто лишний? Дети: Цыплёнок. Он птенец, маленький, а остальные птицы взрослые большие. -Ворона, синица, воробей, соловей; Дети: Соловей – перелетная птица. Зрительная гимнастика Учитель: Ребята, снимите очки, сядьте правильно. Птичка польку танцевала, взгляд вверх, вниз (3разв) На лужайке в ранний час. Хвост налево, хвост направо(3раза) взгляд налево, напрво Это полька Карабас. Звучит грамзапись - пение птиц. Учитель: А теперь закрыли все глаза, слушаем грамзапись и выполняем упражнения: Реснички опускаются… Глазки закрываются… Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем. Наши руки отдыхают, Ноги тоже отдыхают, Всё чудесно расслабляется… -Хорошо нам отдыхать. Но пора уже вставать… Потянуться, улыбнуться, Всем открыть глаза И встать. -Веселы, бодры мы снова И к занятиям готовы! Д/игра «Найди тень птицы» Детям предлагаются карточки, на которых изображена птица, а внизу строчкой даны разнообразные тени птиц. Надо обвести нужную тень птицы. Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на карточки, найдите и обведите тень изображённой птицы. Учитель: Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? Дети: Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых. Учитель: А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли. Пальчиковая гимнастика Загибаются пальцы обеих рук. Пой–ка, подпевай-ка, Десять птичек – стайка, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка, Серенькое перышко. Эта – зяблик, Эта – стриж, Эта – развеселый чиж. Ну а эта – злой орлан, Птички, птички, по домам. /руки за спину/ Д/игра «Составь целое из частей» Составь из разрезных картинок птицу. Учитель: Соберите картинку. Назовите, какую птицу вы собрали, перелётная она или зимующая. III. Итог: Д/игра «Продолжи, найди причину» Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/ Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/. Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/. После окончания образовательной деятельности учитель предлагает детям подойти к окну и посмотреть вдаль, постараться увидеть птиц, живущих у нас. 16 августа 2019 в 21:09
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.