Перевезенцева Наталья Петровна, воспитатель

Беседа: «Перелетные и зимующие птицы». Старшая группа.


 

Воспитатель: Перевезенцева Н.П.

Задачи:

1. Образовательные

Закрепить и расширить знания о перелетных птицах и зимующих птицах.

Учить выделять характерные особенности птиц.

Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида перелетных птиц

2. Коррекционно-развивающие

Способствовать активизации, стимуляции, упражнению зрительных функций, развитию мелкой моторики, внимания, мышления.

2. Воспитательные

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: иллюстрации птиц, таблица «Птицы», карточки «Найди тень птицы», аудиозапись «Пение птиц», разрезные картинки «Птицы», чучело птицы.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами на участке, дидактические игры “Выбери правильный ответ”, “Запомни, назови”; игры и упражнения “Улетают – не улетают”, “Кто, где и как зимует” (различие зимующих и перелетных птиц, чтение стихов, рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Настольно-печатные и подвижные игры.

Ход беседы:

I.Организационный момент.

(Дети становятся в полукруг. После правильного ответа проходят и садятся на свои места.)

Учитель:

Сядет тот, кто назовет дни недели, осенние месяцы.

(первый день недели, второй… Первый месяц осени, второй)

II. Работа по теме:

1. Беседа:

Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает –

Это всё когда бывает? (Осенью).

Учитель:

Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени?

Дети:

Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы.

Учитель:

А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются?

Дети: Перелетные птицы улетают в теплые края. Зимующие птицы остаются зимовать у нас.

Учитель:

Назовите перелетных птиц?

Дети:

Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок.

На доске таблица «Птицы»

Дети выходят к доске, показывают названную птицу и описывают её. Учитель дополняет, помогает.

Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить.

Ласточка - небольшая птица у нее белая грудка и черный фрак, острые крылья, поэтому ее называют острокрылая.

Игра «Отгадай и присядь»

(Дети выходят и становятся в круг)

-Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками, как будто мы провожаем перелетных птиц в путь.

Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля.

Демонстрация чучела птицы.

Учитель демонстрирует чучело птицы. Дети встают вокруг чучела птицы.

Учитель: Назовите, пожалуйста, части тела птиц. Покажите.

Дети: Туловище, голова, хвост, клюв.

- Чем покрыто тело птицы?

Дети: Тело птицы покрыто перьями.

Учитель: У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как они их различают?

Дети: По оперению, внешнему виду, величине.

Физкультминутка «Осень».

Мы бежали по дорожке,

Промочили свои ножки,

Потом сели, посидели.

Смотрим: птицы полетели.

Ветер сильный вдруг подул,

Мы испугались: «Караул!» Дети бегут друг за другом.

Трясут ногами.

Приседают.

Машут руками.

Качают руками влево–вправо.

Дети убегают и садятся за столы.

Дидактическая игра «Кто лишний».

На магнитной доске иллюстрации птиц.

Учитель:

Ребята, назовите, кто лишний.

- Петух, курица, индюк, скворец. Кто лишний и почему?

Дети: Лишний скворец. Он перелётная птица, а все остальные птицы - домашние.

- Грач, ласточка, воробей, скворец. Кто лишний?

Дети: Воробей. Он не перелетная птица, живет у нас зимой. А остальные птицы перелётные.

-Цыплёнок, петух, грач, снегирь. Кто лишний?

Дети: Цыплёнок. Он птенец, маленький, а остальные птицы взрослые большие.

-Ворона, синица, воробей, соловей;

Дети: Соловей – перелетная птица.

Зрительная гимнастика

Учитель: Ребята, снимите очки, сядьте правильно.

Птичка польку танцевала, взгляд вверх, вниз (3разв)

На лужайке в ранний час.

Хвост налево, хвост направо(3раза) взгляд налево, напрво

Это полька Карабас.

Звучит грамзапись - пение птиц.

Учитель: А теперь закрыли все глаза, слушаем грамзапись и выполняем упражнения:

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Всё чудесно расслабляется…

-Хорошо нам отдыхать.

Но пора уже вставать…

Потянуться, улыбнуться,

Всем открыть глаза

И встать.

-Веселы, бодры мы снова

И к занятиям готовы!

Д/игра «Найди тень птицы»

Детям предлагаются карточки, на которых изображена птица, а внизу строчкой даны разнообразные тени птиц. Надо обвести нужную тень птицы.

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на карточки, найдите и обведите тень изображённой птицы.

Учитель: Ребята, а почему птицы улетают в теплые края?

Дети: Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых.

Учитель: А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда?

Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Пальчиковая гимнастика

Загибаются пальцы обеих рук.

Пой–ка, подпевай-ка,

Десять птичек – стайка,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Эта – зяблик,

Эта – стриж,

Эта – развеселый чиж.

Ну а эта – злой орлан,

Птички, птички, по домам. /руки за спину/

Д/игра «Составь целое из частей»

Составь из разрезных картинок птицу.

Учитель: Соберите картинку. Назовите, какую птицу вы собрали, перелётная она или зимующая.

III. Итог:

Д/игра «Продолжи, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

После окончания образовательной деятельности учитель предлагает детям подойти к окну и посмотреть вдаль, постараться увидеть птиц, живущих у нас.

16 августа 2019 в 21:09

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.