Перевезенцева Наталья Петровна, воспитатель

Беседа: «Сезонные изменения в природе» в старшей группе

 Воспитатель: Перевезенцева Н.П.

Название презентации: «Сезонные изменения в природе»

Количество слайдов: 27

Среда (редактор, в которой выполнена презентация: PowerPoint

Слайды:

1) Титульный

2) Признаки зимы

3) Зимние месяцы

4) Декабрь

5) Январь

6) Февраль

7) Природные изменения зимой

8) Как зимуют растения

9) Это интересно

10) Зимующие птицы

11) Кочующие птицы

12) Заставка для физкультминутки

13) Как изменилась жизнь животных с наступлением зимы

14) Белка

15) Заяц

16) Медведь

17) Волк

18) Лиса

19) Видеоролик «Лиса мышкует»

20) Подведем итоги

21) Животные, которые делают запасы на зиму

22) Животные которые питаются корой и ветками

23) Животные впадающие в спячку

24) Хищные животные

25) Видеоклип «Серебристые снежинки»

Задачи

Воспитывать любознательность к окружающей среде и любовь к природе. Развивать мышление, умение выстраивать логические цепочки и делать выводы по просмотренному материалу. Развивать творческие способности в игре и умение ориентироваться в пространстве. Закреплять знания детей об изменениях в природе, которые наступают с приходом зимы. Вспомнить с детьми признаки зимы, дать характеристику природным явлениям, рассказать о том, как приспособились животные к зиме. Дать детям возможность отобразить свои впечатления от просмотренных сюжетов в творческой деятельности.

Материал и оборудование: Ноутбук, ёлочка; игрушка черепаха; презентация «Сезонные изменения в природе»; карточки с животными (белка, мышь, бобёр, лось, кабан, заяц, барсук, медведь, ёж, волк, лиса, рысь);на столах приготовлено: картон серебристого цвета, клей ПВА, манная крупа. Перед ноутбуком стоят стулья полукругом.

Предварительная работа: знакомство детей с сезонными изменениями в природе, в жизни животных, закрепление знаний по данной теме в дидактических играх, через чтение художественной литературы.

Ход беседы:

Вводный этап.

Воспитатель: Ребята, посмотрите кто сегодня у нас в гостях. Волшебник отправил к нам в гости Черепаху из солнечной Африки. Давайте поделимся с ней нашими знаниями и расскажем черепашке все о зиме.

Отправляемся в путешествие.

1 слайд титульный «Зимние изменения в природе»

Воспитатель: Ребята, какое время года наступило?

Дети: Зима.

2. Сообщение темы совместной деятельности. 2 слайд «Признаки зимы»

В: Сегодня мы с вами поговорим о зиме, об изменениях, которые происходят в природе с наступлением зимы.

3. Беседа.

Начнём наш разговор с признаков зимы. Какие признаки зимы вы знаете.

На экране зарисовка пейзаж зимы. Дети называют признаки зимы.

1. Солнце на небе находится очень низко.

2. Дни становятся короче, а ночи длиннее.

3. Приходят морозы.

4. Замерзает почва и водоёмы.

5. Земля покрывается снегом.

-Теперь Черепаха знает как понять, что наступает зима.

4. 3 слайд «Зимние месяцы»

В: Какие зимние месяцы вы знаете? Давайте проверим.

На экране после ответов детей выплывает название месяцев.

4,5,6 слайды: «Декабрь»«Январь»«Февраль». Воспитатель даёт каждому месяцу краткую характеристику.

Декабрь- хмурый, бессолнечный. В начале зимы солнце редко выглядывает из-за туч, не греет, оно не яркое.

Январь - лютует стужа, трещат морозы

Февраль - часто идет снег, метели и вьюги наметают высокие сугробы.

-Молодцы. Мы познакомили нашу гостю с месяцами зимы.

5. 7 слайд «Природные явления зимой» Выплывает 3 заставки.

В: Каждому времени года соответствует присущее ему природное явление. Давайте уточним, какие природные явления бывают зимой.

На экране появляется название природного явления и соответствующий ему рисунок:

1) Оттепель, гололедица. 2) Метель, снегопад. 3) Изморозь.

1) В: Ребята, что такое гололедица?

Ответы детей.

В: Правильно, ребята. А если сказать точно - это слой льда на земной поверхности.

В: Что такое «оттепель»?

Д: Это тёплая погода, когда тает снег, лёд.

В: Когда наступает гололедица?

Д: Гололедица наступает после оттепели.

2) В: Следующее явление прочитайте сами.

Дети читают самостоятельно: «Метель»

В: Что такое «Метель»?

Д: Метель - это сильный ветер со снегом.

В: Что такое снегопад?

Д: Это когда снег падает.

3) Словарная работа.

В: Следующее явление природы – это «изморозь». А что такое «изморозь» мы узнаем из «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова. Н. Ю. Шведова.

«Изморозь» – это рыхлый снежный покров, образующийся из оседающих частиц влаги при морозе.

-Великолепно. И с этим заданием вы справились. Теперь наша гостья знает об изменениях в природе с наступлением зимы. сможет рассказать о зимних месяцах и природных явлениях.

6. Уточнение знаний детей о сезонных изменениях в жизни растений. 8 слайд «Как зимуют растения?»

В: Ребята, давайте поговорим о растениях, как они зимуют?

Ответы детей.

Воспитатель подводит итоги.

7. Дополнительная информация. 9 слайд «Это интересно»

В: А знаете ли вы, ребята, что земляника и озимая рожь уходят под снег зелёными. Снег защищает их от мороза. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы.

8. Уточнение знаний детей о сезонных изменениях в жизни птиц. 10 слайд «Зимующие птицы»

В: Ребята, происходят изменения и в жизни птиц. Что вы об этом знаете? Как называются птицы, которые улетают в тёплые края?

Д: Перелётные птицы.

В: А те, которые остаются зимовать, как называются?

Д: Зимующие.

В: Зимующие птицы делятся на две группы. Назовите их.

Д: Оседлые и кочующие.

В: Дайте характеристику оседлых птиц.

Д: Оседлые птицы почти весь год живут на одном месте, приспосабливаются к зиме.

В: Каких птиц этой группы вы знаете?

Д: Воробей, овсянка, сорока, ворона и т. д.

11 слайд «Кочующие птицы»

В: Прочитайте название второй группы птиц.

Д: Кочующие.

В: Дайте характеристику кочующих птиц.

Д: Кочующие птицы перелетают с места на место, а с наступлением зимы переселяются ближе к жилью человека.

В: Каких птиц этой группы вы знаете?

Д: Снегирь, свиристель, дятел, синица.

В: Птицы, чтобы согреться, прилетают ближе к жилью человека, а что нужно сделать человеку, чтобы согреться зимой на улице?

Д: Побегать, попрыгать, поиграть в снежки.

12 слайд. Заставка.

В: Правильно. Давайте мы с вами тоже выйдем и подвигаемся.

Физкульминутка. "Зайке холодно сидеть"

9. Уточнение знаний детей о сезонных изменениях в жизни животных. 13 слайд «Как изменилась жизнь животных с приходом зимы»

В: С наступлением зимы изменяется жизнь не только растений и птиц, но и животных. Просмотрите внимательно видеосюжеты, после просмотра мы с вами подведём итоги, как изменилась жизнь животных с наступлением зимы.

Просмотр видероликов про животных (слайд 14, 15, 16, 17, 18: «Белка»«Заяц»«Медведь»«Волк»«Лиса»)

10. Рассказ воспитателя о том, как мышкует лиса с одновременным показом видеофильма «Как мышкует лиса» (видео находится в презентации). Словарная работа. 19 слайд

Ребята, а знаете ли вы, что главным лисичкиным кормом становятся мыши–полевки. У лисы очень тонкий слух и острый нюх. Она бродит по полю, и прислушивается, не пищат ли мыши в своих норах. Если учует плутовка мышиный запах, то подкрадывается тихо-тихо, а потом высоко подпрыгивает, громко ударяет о снег всеми четырьмя лапами. А бедные мыши, услышав грохот, в ужасе выскакивают из норы. А лисе только того и надо. Когда лиса охотится на мышей, говорят, что она «мышкует». Что наша лиса делала сейчас? Правильно – «мышковала».

-Теперь Банифаций знает о том, как же природа справляемся с приходом холодов.

11. Закрепление знаний в дидактической игре «Кто как готовится к зиме?» 20 слайд «Подведем итоги»

В: Чтобы подвести итоги и закрепить наши знания мы поиграем с вами в игру «Кто как готовится к зиме?»

Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением диких животных. Даёт детям задание:

1. Сейчас выходят дети с карточками животных, которые запасают корм на зиму или достают его из-под снега.

Дети выходят с карточками, где изображены белка, мышь, бобёр.

Выходит 21 слайд. Самоконтроль – дети проверяют правильность ответа по слайду.

2. Выходят дети с карточками животных, которые питаются веточками и корой деревьев. Ответы: лось, кабан, заяц.

Выходит 22 слайд. Самоконтроль – дети проверяют правильность ответа по слайду.

3. А сейчас те, у кого есть животные, впадающие в спячку. Ответы: ёж, барсук, медведь.

Выходит 23 слайд. Самоконтроль – дети проверяют правильность ответа по слайду.

4. А теперь, те кто ещё не выходил к нам выйдут и скажут, какие животные у них изображены на карточка, чем они питаются зимой. Выходят дети с карточками животных, которые являются хищниками и всю зиму питаются более мелкими животными. Ответы: волки, лисы, рыси.

Выходит 24 слайд. Самоконтроль – дети проверяют правильность ответа по слайду.

В: Ну что ж, я вижу, что вы всё хорошо запомнили.

В: Молодцы! Справились с заданием.

12. Просмотр видеоклипа. 25 слайд

В: Ребята давайте мы с вами посмотрим видеоклип о снежинках. Обратите внимание на то, какие красивые, разнообразные бывают снежинки. Ни одна из них не похожа на другую.

Просмотр видеоролика «Серебристые снежинки» поет В. Кравцова. Слова: Р. Панина, музыка: А. Варламова

В: Ребята, вам понравились снежинки?

Ответы детей.

В: А сейчас давайте сядем за столы и попробуем нарисовать каждый свою снежинку, непохожую на другие. Сотворим своё маленькое чудо.

13. Художественно-творческая деятельность детей.

На столах приготовлено: картон серебренного цвета, клей ПВА, манная крупа

Ребята перед вами стоят материалы. Как из этого можно сделать снежинку для нашей гости?

Ответы детей.

Дети самостоятельно выполняют задание.

По окончании выполнения задания, воспитатель говорит:

Все деревья, крыши домов, дорожки покрыты снегом. Пускай черепаха отвезет с собой частицу зимы к себе домой. Давайте подарим ваши замечательные снежинки.

16 августа 2019 в 21:10

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.