Перевезенцева Наталья Петровна, воспитатель
Консультация для родителей: «Сказка в жизни ребенка». Старшая группа
Воспитатель: Перевезенцева Н.П.
Роль детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития правильной речи. Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Содержание сказок для детей разнообразно. В русском фольклоре имеется большое количество волшебных сказок, бытовых, сказок о животных. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал. Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки расширяют познания детей. Форма восприятия добра и зла у взрослых не является образной. Дети не могут воспринимать информацию в такой форме, им необходима образность, игра. Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребёнка. С помощью сказок можно помогать преодолевать негативные стороны формирующейся личности. Выбирая сказку для ребёнка обязательно надо учитывать особенности психоэмоционального развития вашего ребенка. Детские сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы. Так же в воспитании кроме интуитивного формирования основ устной речи, необходимо специальное обучение. Большое значение надо уделить конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка ещё должна способствовать общению. Задача воспитания детей сказками довольно сложная. Надо учитывать ряд моментов связанных с особенностями вашего ребенка. В сказках заложена многовековая народная мудрость. Очень часто сказки обвиняют в ужасной реалистичности. Жестокие действия, которые видит взрослый, ребёнок воспринимает образно.. Нужно разъяснить ребёнку, что плохое должно погибнуть. В сказках всегда побеждает добро это очень важно в воспитании детей на сказках. Тогда ему легче будет справляться с жизненными трудностями. Жизнь внесёт свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадает. Важно и ваше отношение к сказке. Если вы тоже чувствуете, что это другой, сказочный мир, то и расскажите её интересней. Книжки с картинками мешают слушать сказки. Ведь художник видит всё иначе, чем ваш ребёнок. Обязательно надо читать заключительную фразу, это разделит сказки друг от друга. Если читать сказки с хорошей дикцией, чётко выговаривая все звуки, вы обойдётесь без визитов к логопеду. Одну и ту же сказку можно читать ребёнку много раз, это поможет ему понять её смысл. Когда он поймёт суть сказки, она станет ему не интересна. Каждый может найти в сказке то, что понятно и близко именно ему. Через сказку можно привить ребёнку любовь к чтению. Сказка в полной мере должна использоваться в семье в воспитании ребёнка. Через сказку ребёнку легче понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ребёнок представляет себя положительным сказочным героем. Сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка. Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. Ко всему прочему, сказки замечательно устанавливают связь между ребенком и его родителями. Что может быть милее и приятнее для ребенка, чем провести вечер с мамой, которая читает ему сказку? А если мама будет еще и объяснять поступки героев, делиться своим мнением или узнавать мнение ребенка, то кроме приятного времяпрепровождения это принесет еще и огромную пользу. По своей сути сказки просты и понятны, особенно народные, поскольку складывались они столетиями, передаваясь из уст в уста. В основе всех сказок противостояние добра и зла, глупости и ума, красоты и уродства, а потому сказки являются идеальным примером для первых шагов в нашей жизни. Сказки наполнены аллюзиями и повторами, они мифологичны это одна из причин, почему дети любят сказки Сказки очень красивы и в них присутствует волшебство. С одной стороны они понятны и просты, а с другой в них всегда присутствует чудо. Будто бы нет боли и зла, а если все же есть, то оно слабое и его легко победить. Начиная слушать сказки, дети открывают дверь в волшебную страну, где живет магия, а звери умеют говорить. В такое легко поверить, можно легко воплотить играя, с этим приятно жить. Известно, что сказка – древнейший жанр народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказочной фантастики. За сказочной фантастикой всегда стоит подлинный мир народной жизни – мир большой и многокрасочный. Самые необузданные вымыслы народа вырастают из его конкретного жизненного опыта, отражают черты его повседневного быта. Среди многих жанров устной прозы (сказки, предания, сказы, былины, легенды) сказка занимает особое место. Издавна считалась она не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей всех возрастов. С древнейших времён русские народные сказки служили верную службу в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения. Воспитательная функция сказки– один из ее жанровых признаков. Как явление фольклора, сказка сохраняет все фольклорные признаки: коллективность, устность бытования и коллективного характера сказочного творчества, является варьированием сказочного текста. Каждый рассказчик сообщает, как правило, новый вариант сюжета. Сказка развивает творческую способность детей, а также расширяет сознание. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Привлекательность сказок для развития личности ребенка заключаются в следующим: 1.Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий, события сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребёнок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире. 2.Через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: отделение от родителей, жизненный выбор, взаимопомощь, любовь, борьба добра со злом. 3. Победа добраобеспечивает ребенку психологическую защищенность. Испытания, выпавшие на долю героев помогают им стать умнее, добрее, сильнее,мудрее. Таким образом, ребенок усваивает то что, происходит в жизни человека. Ребенок идентифицирует ебя с героем сказки и становится участником сказочных событий.4. Ореол тайн, волшебства превращение героев- все это позволяет ребенку активно воспринимать и усваивать информацию, содержащуюся в сказках. Таким образом, сказки описывают глубинный человеческий опыт, прохождение эмоциональных кризисов и преодоления страхов у детей. Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. «В некотором царстве в некотором государстве...» или «В те далекие времена, когда животные умели разговаривать...» и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка для разграничения добра и зла для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. В своей голове ребенок наделяет предметы, игрушки, животных, растения живыми человеческими характерами, потому что для него важно, чтобы все его страхи и радости были выражены и персонифицированы. Опасности и какие-то проблемы у ребенка обычно ассоциируются с драконами или чудовищами, которых храбрые сказочные герои должны обязательно победить. Таким образом, детская сказка, после прочтения самим ребенком или его родителями, оказывает благотворный психологический эффект освобождает от негативных эмоций . Дети любят сказки, потому что сказка для ребенка это реальность. Сказка, созданная в давние времена живет до сих пор, увлекая детей и содержанием, и художественной формой. 16 августа 2019 в 21:33
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.