Перевезенцева Наталья Петровна, воспитатель

Памятка для родителей «Книга в жизни ребёнка»


 

Воспитатель: Перевезенцева Н.П.

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает эмоции, даёт прекрасные образцы литературного языка. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Основная задача взрослых – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. Систематическое чтение литературных произведений повышает внимание детей к слову. Его точности, уместности употребления в определённом контексте, вырабатывается критическое отношение к собственной речи.

Рекомендации:

В младшей и средней группах надо проводить моделирование эпизодов сказки – так дети легче усваивают её образное содержание. Нарисовав ушки, ребёнок видит не просто кружок, а зайчика, который прыгает и убегает от лисы. Выкладывая на листе бумаги ёлочку и сугроб. Ребёнок ярче представит себе, как снегом «все тропинки замело».

Старшим дошкольникам сразу после чтения литературного произведения предложите лист бумаги и карандаши. Рисуя, дети передают возникшие в их воображении образы.

Старшая группа.

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения. Они могут различать жанры. Знакомя с жанром рассказа надо рассказать ребёнку значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать его внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребёнком основного содержания его умение оценивать действия и поступки героев.

В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний.

Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать задания на придумывание сказок и рассказов.

Рекомендации:

В младшей и средней группах надо проводить моделирование эпизодов сказки – так дети легче усваивают её образное содержание. Нарисовав ушки, ребёнок видит не просто кружок, а зайчика, который прыгает и убегает от лисы. Выкладывая на листе бумаги ёлочку и сугроб. Ребёнок ярче представит себе, как снегом «все тропинки замело».

Старшим дошкольникам сразу после чтения литературного произведения предложите лист бумаги и карандаши. Рисуя, дети передают возникшие в их воображении образы.

Игра «Найди другое слово»

Учить обозначать ситуацию, подбирать синонимы и антонимы.

Папа решил сделать детям качели. Миша принёс ему верёвку. «Нет, эта не годится – она оборвётся». Миша принёс ему другую. «А вот эта ни за что не оборвётся».

Какую верёвку сначала принёс Миша? (Тонкую, ветхую) А затем? (Крепкую, прочную).

«Скажи наоборот» или слова – неприятели.

- Папа делал качели летом. На лыжах катался … зимой.

Длинный, глубокий, мягкий, лёгкий, тонкий, густой, сильный;

Говорить, смешить, падать, смеяться, бежать.

«Подберите похожее слово»

«Придумать слова - приятели»

Здание – дом, хворостина – прутик, печаль – грусть, солдат – боец,

Льётся – течёт, глядеть – смотреть, торопиться – спешить.

Крошечный – маленький, смелый – храбрый, прекрасный – красивый.

«Объясни чем отличаются слова»

Шить – вязать, мыть –стирать, лежать –спать, строить –чинить, нести – везти.

Многозначность слова.

Разберём на примере слова «крепкий».

Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным). Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лёд. Как сказать по-другому? (Прочный, нехрупкий). Мороз крепчал (становился сильнее).

Как вы понимаете выражение «Крепкий орешек»? (Его трудно разбить, сломать). Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят: «крепкий духом». Значит, сильный, стойкий человек.

Объясните, что означают слова «крепкая ткань» (прочная, «Крепкий сон» (глубокий, «крепкий чай» (очень крепкий, не разбавленный кипятком).

Какие выражения со словом «крепкий» вам встречались в сказках и в каких? (в сказке «Волк и семеро козлят коза крепко – накрепко (очень строго) наказывала детям, чтобы они крепко – накрепко (очень крепко) запирали дверь).

Придумайте предложения со словом «крепкий»

16 августа 2019 в 21:33

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.