Перевезенцева Наталья Петровна, воспитатель
Тренинг по формированию коммуникативных навыков. Старший дошкольный возраст.
Воспитатель: Перевезенцева Н.П. Цель: - повышение уверенности в себе; - формирование позитивного отношения к сверстникам; - формирование коммуникативных навыков; - снятие эмоционального и физического напряжения; - релаксация; - формирование атмосферы сотрудничества, чувства ответственности за другого человека; - развитие эмпатии, внимания, умения действовать по правилам, волевой регуляции; - контроль импульсивности.
Оборудование: повязки на глаза (по количеству пар участников); предметы - «препятствия»; три силуэта руки – красный, желтый, синий.
Ход занятия:
1. Приветствие (2-3 мин) - Здравствуйте! Начнем нашу встречу с приветствия, и вновь оно будет необычным. Давайте закроем глаза, и я дотронусь до плеча того, кто сидит слева от меня. После того, как он почувствует мое прикосновение, он передаст его своему соседу и так пока мое приветствие не вернется ко мне. - Молодцы!
2. Упражнение 1 «Бумажные мячики» (5 мин) Цель: снятие эмоционального и физического напряжения, снижение агрессии. Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги, чтобы получился плотный мячик. Разделиться на две команды, выстроиться в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 м. По команде ведущего дети начинают бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Марш!» Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее перебросить мячи со своей стороны на сторону противника. По команде «Стоп!» игра прекращается. Выигрывает та команда, на чьей половине окажется меньше мячей.
Упражнение 2 «Поводырь» (7-10 мин) Цель: формирование коммуникативных навыков, чувства ответственности за другого человека, повышение уверенности в себе. Оборудование: повязки на глаза (по количеству пар участников), предметы - «препятствия». Предметы - «препятствия» расставляются и раскладываются по залу. Необходимо разделить детей по парам, в каждой из которых одному из участников надевают на глаза повязку, а другой становится «поводырем». «Поводырю» нужно провести партнера по залу, обходя препятствия. Он может обращаться к ведомому: «Переступи через кубик», «Здесь кегля» и т.п. Когда все препятствия преодолены дети меняются ролями. В конце упражнения обсудить с детьми, какие чувства они испытывали во время выполнения упражнения, в какой роли им понравилось больше.
Упражнение 3 «Кричалки – шепталки-молчалки» (3 мин) Цель: формирование навыковрегуляции поведения, контроля импульсивности Оборудование: три силуэта руки – красный, желтый, синий. По сигналу психолога дети выполняют определенные действия: красная рука – «кричалка» - можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая рука – «шепталка» - разрешается тихо передвигаться и шептаться; синяя ладонь – «молчалка» - дети замирают на месте или ложатся на пол и не шевелиться. Закончить игру «молчалкой».
Упражнение 4 «Дождь в лесу» (5 мин) Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии. Дети становятся в круг, друг за другом, - они «превращаются» в деревья в лесу. Психолог читает текст, дети выполняют действия. - В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцев). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу и почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.
Упражнение 5 «Я хороший» (3 мин) Цель: повышение самооценки, уверенности в себе, создание положительного эмоционального фона - А сейчас пусть каждый из вас скажет о себе «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Но перед тем как сказать, давайте немного потренируемся. Сначала произнесем слово «Я» шепотом, потом обычным голосом, а затем прокричим его. Теперь давайте поступим таким же образом со словами «очень» и «хороший» или «хорошая». И наконец дружно «Я очень хороший(ая)!» - Молодцы! А теперь каждый, кто сидит справа от меня, скажет так, как захочет – шепотом, обычным голосом или прокричит, например: «Я – Настя! Я очень хорошая!» или «Я – Кирилл! Я очень хороший!» - Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: «Мы очень хорошие!» - сначала шепотом, потом обычным голосом, а потом прокричим. На этом наш тренинг заканчивается. До свидания.
Литература: Крюкова С.В.. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. - М., «Генезис», 2003. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - М., «Генезис», 1998. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников - Ростов н/Д., «Феникс», 2005.
16 августа 2019 в 21:40
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.