Перевезенцева Наталья Петровна, воспитатель

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 3–4 лет»

Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность». Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра.

В этом возрасте у вашего ребенка:

• Происходит формирование «против-воли», что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

• Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.

• Появляется возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности.

• Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции как взрослых, так и детей на его поступки.

• Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое.

• Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.

• Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.

Математика.

Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь:

1. Ребенок может уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке.

2. Ребенок может уметь владеть понятиями: один - много, большой - маленький, высокий - низкий и т. д.

3. Ребенок может знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) .

4. Ребенок может знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

5. Ребенок может уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Уметь сравнивать количество предметов.

6. Ребенок может уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.

Логическое мышление. (развитие мышления, памяти, внимания)

Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь:

1. Ребенок может уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.

2. Ребенок может уметь находить и объяснять несоответствия на рисунках.

3. Ребенок может уметь находить лишний предмет и объяснять почему он сделал такой выбор.

4. Ребенок может уметь находить сходства и различия между предметами.

5. Ребенок может уметь запоминать 2-3 картинки.

6. Ребенок может уметь запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз.

7. Ребенок может уметь запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза,

8. Ребенок может уметь запоминать какую-либо деталь или признак предмета.

9. Ребенок может, не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.

10. Ребенок может находить парные предметы. Уметь из группы предметов выбирать нужный.

11. Ребенок может уметь обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.

Развитие Речи.

Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь:

1. Ребенок может уметь не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное.

2. Ребенок легко формирует простые предложения, постепенно переходит к сложным (из 5-6 слов).

3. Ребенок может уметь разделять предметы по группам: мебель, посуда, одежды и т. д.

4. Ребенок может уметь называть по одному признаку каждого предмета.

5. Ребенок может знать названия основных действий людей и животных (лежит, сидит, бежит и т. д.)

6. Ребенок может уметь повторять за взрослым стишки и песенки.

7. Ребенок может знать свое имя и фамилию.

8. Ребенок может уметь управлять силой голоса, говорить громко – тихо.

Окружающий мир.

Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь:

1. Ребенок может знать названия и уметь показывать домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т. д.) и диких (волк, заяц, лиса и т. д.) животных.

2. Ребенок может знать названия 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона, 3-4 рыб (кит, см, акула) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела).

3. Ребенок может знать названия основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза).

4. Ребенок может знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы.

5. Ребенок может иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы.

6. Ребенок может знать части суток - утро, день, вечер, ночь.

7. Ребенок может уметь называть явления природы - дождь, снег, ветер.

Навыки обихода.

Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь:

1. Ребенок может уметь самостоятельно одевать вещи (без застежек).

2. Ребенок может уметь разрезать ножницами бумагу.

3. Ребенок может уметь пользоваться карандашами, фломастерами, ручками и т. д. Уметь рисовать кружочки, точки, линии.

4. Ребенок может уметь обводить и раскрашивать картинки.

5. Ребенок может знать основные правила гигиены.

Вам как его родителям важно:

• С терпением и пониманием относиться к проявлениям «против-воли» ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности. Следует позволять ребенку настаивать на своем,  если это не вредно для его жизни и здоровья, даже когда вам это кажется нелепым или ненужным.

• Помнить, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.

• Подготовить ребенка к детскому саду или обеспечить ему другую возможность общения. Для этого надо помочь ему в освоении навыков самообслуживания, за несколько месяцев до поступления в детский сад выработать подходящий режим дня, настроить ребенка на позитивное отношение к детскому саду и быть готовыми к возможным негативным реакциям при расставании. Они естественны. Ребенок может и имеет право испытывать горе от потери привычного ему мира.

• Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером — то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи.

• Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.

• Продолжать активно развивать координацию движений (учить прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом, развивать мелкую моторику (этому способствуют занятия лепкой, различные шнуровки, складывание пирамидок)). Желательно, чтобы дома у ребенка был спортивный уголок, где он мог бы отрабатывать физические упражнения.

• Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка, необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы.

5 ноября 2019 в 20:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.