Перевезенцева Наталья Петровна, воспитатель

Консультация для родителей «Трудовое воспитание ребенка в семье»

Раскрывая тему о трудовом воспитании, можно вспомнить слова В. А. Сухомлинского: «Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитывать» — и К. Д. Ушинского: «Но воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку к труду».

Трудовое воспитание ребенка надо начинать как можно раньше, когда он впервые произносит: «Я сам». Опыт показывает, что привлечение ребенка к труду является одним из первостепенных условий всестороннего его развитая, формирования у него таких качеств, как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, бережливость и другие.

Своевременное трудовое воспитание — эффективное средство подготовки ребенка к учению в школе.

Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям.

Трудовое воспитание — важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.

Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие. Труд развивает мышление — ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.

Намечая известную последовательность действий в выполнении задания ребенок, приобретает умение планировать деятельность.

В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании.

Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитывается устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной работе. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки – умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.

Важно подчеркнуть

Все качества (в том числе и трудолюбие) легче формировать в раннем возрасте. Недооценка своевременного трудового воспитания приводит к появлению у детей лени и потребительства. К. Д. Ушинский писал: «Воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку к труду». Труд должен быть одним из ведущих элементов. Трудовая подготовка, воспитание трудолюбия — это воспитание будущего гражданина, от которого зависит благосостояние страны.

В. А. Сухомлинский, обращаясь к родителям, говорил: «. Высшая мудрость родительской любви заключается в том, как мы, отцы и матери, умеем раскрыть перед нашими детьми подлинные источники радостей жизни, в чем видят и чувствуют дети радость бытия.

Детское счастье по своей природе эгоистично. Добро и благо, созданные для ребенка старшими, дети воспринимают как нечто само собой разумеющееся. До тех пор пока они не почувствовали, не пережили на собственном опыте (а опыт сам по себе стихийно никогда не приходит, что важнейший источник их личной радости — это труд и пот старших, они будут глубоко убеждены в том, что мать и отец существуют лишь для того, чтобы приносить им радость. Люди с каменными сердцами чаще всего вырастают именно в тех трудовых семьях. где отец и мать души не чают в своих детях, отдают им все и не требуют от них ничего. С первого взгляда, это может показаться странным и парадоксальным: в хорошей, трудовой, честной семье, у добрых, чутких, отзывчивых, сердечных родителей дети вырастают иногда равнодушными, бессердечными. Но никакого парадокса здесь нет; ребенок вырастает с каменным сердцем потому, что он лишь потребитель радостей, все радости его жизни заключаются только в том, что он берет, получает, а это самое страшное, что может быть в семейном воспитании».

Ситуации для размышления.

1. Галя (6 лет) не любит наводить порядок в своих вещах и игрушках, а если мама дает ей какое-либо поручение, то выполняет его нехотя, небрежно, с оговорками: «Не хочу!»«Потом!»«Уже некогда, спать пора» и т. п.

— А я сегодня в детском саду малышам помогала одеваться! — заявляет девочка, как о доблестном поступке.

— Молодец, — говорит мама,— за это сегодня можешь не помогать мыть посуду.

Иногда она освобождает дочь от трудовых обязанностей «за то, что слушалась бабушку»«за то, что старательно занималась на занятии в детском саду».

Вопрос: Чем можно объяснить отрицательное отношение к трудовым поручениям в данном случае? Целесообразно ли, по вашему мнению, применение такой формы поощрения, как освобождение от трудовых поручений?

Важно подчеркнуть!

Освобождение ребенка от каких –либо трудовых обязанностей никоем образом нельзя применять как форму поощрения. Подобное поощрени приносит вред, так как тормозит формирование трудолюбия. Способствует проявлению лени. Снижает чувство ответственности за выполнение постоянных обязанностей.

Гораздо лучше, если ребенок будет воспринимать отстранение от труда как своеобразное осуждение поступков.

2. Шестилетняя помощница вместе с мамой убирает комнату. Наташа хочет делать все, как мама. И хотя девочке не поспеть за мамой, она все же старается от нее не отстать. Когда работа закончена, они обе придирчиво окидывают взглядом комнату:

— Вот теперь красиво, хорошо стало,— отмечает мама. — Проверим нашу работу — оглядимся вокруг!

Вместе они осматривают преобразившуюся комнату: нигде ни соринки, паркет блестит, словно зеркало, все вещи на местах, книги сложены аккуратной стопой, на столе в прозрачной вазе ветка сирени.

Целую стопу белья нагладила мама. А Наташа его раскладывает — мамино, папино, младшей сестры, свое. Все это будет аккуратно уложено на свои места. Мама советует:

— Складывай так, чтобы не помять белье и чтобы его удобно было отыскивать в шкафу: отдельно чулки, затем носовые платки, а в самый низ — рубашки. Видишь, какая ровная пирамидка получилась. А если вперемежку, так порядка не будет, это некрасиво и отыскивать неудобно. Вот как ты хорошо делаешь, настоящая помощница!

Вопрос. В чем воспитательная ценность участия ребенка в хозяйственно-бытовом труде?

Какими приемами мать старается воспитать у дочери интерес к труду? Привлекаете ли вы ребенка к трудовым будням семьи? В чем выражается его участие? (Раскройте на конкретных примерах.)

Важно подчеркнуть!

Ребенок, принимающий участие в хозяйственных делах семьи, приучается беречь труд взрослых, растет более собранным, организованным, аккуратным, быстрее достигает важные понятия, как «взаимопомощь»«долг»«ответственность перед старшими».  Чтобы вызвать у ребенка желание трудиться, воспитывать интерес к бытовому труду, необходимо отмечать результаты его усилий: помог убраться - в доме стало чисто, красиво, уютно; ты настоящий помощник: старался облегчить труд мамы, бабушки (как это делала Наташина мать в описанном примере); вместе труд спорится лучше и т. п.  Важно также руководить трудовой деятельностью ребенка, подсказывая наиболее рациональные пути его действий. Показывая приемы работы.

5 ноября 2019 в 20:37

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.